Характеристика возрастных психологических и валеологических особенностей младших школьников

Страница 2

Таким образом, необходимо социально ориентировать ребенка на эталон взаимоотношений и эталон отношения человека к своему здоровью, путем совершенствования отношений к себе и окружающим, прежде всего взрослых, близких к ребенку людей (родители, учитель).

Перейдем к характеристике ведущего вида деятельности младших школьников. С поступлением ребенка в школу игра постепенно теряет главенствующую роль в его жизни, хотя и продолжает занимать в ней важное место. Ведущей деятельностью младшего школьника становится учение.

Учебная деятельность не дана в готовой форме. Когда ребенок приходит в школу, ее еще нет. Учебная деятельность должна быть сформирована. Также как человек должен уметь трудиться, он должен уметь учиться. Чрезвычайно важной проблемой является умение учиться самому. В построении учебной деятельности заключается задача начальной школы – прежде всего ребенка надо научить учиться.

Основными новообразованиями младшего школьного возраста являются произвольность, внутренний план действий и рефлексия.

Благодаря ним, психика младшего школьника достигает уровня развития, необходимого не только для дальнейшего обучения в среднем звене школы, но и для реализации сохранения своего здоровья.

Появление новых качеств обусловлено выполнением требований, предъявляемых школьнику учебной деятельностью. Предметом изменений в учебной деятельности впервые становится сам ребенок, сам субъект, осуществляющий эту деятельность. Впервые субъект сам для себя выступает как самоизмеряющийся. Учебная деятельность есть такая деятельность, которая поворачивает ребенка на самого себя, требует рефлексии, оценки того, «чем я был» и «чем я стал». В ходе учебной деятельности формируется произвольность как особое качество психических процессов. Она проявляется в умении сознательно ставить цели действия и преднамеренно искать и находить средство их достижения, преодоления трудности и препятствия.

В ходе решения различных учебных задач у младшего школьника формируется способность к планированию и выполнению действия про себя, во внутреннем плане.

Важным требованием учебной деятельности является то, что школьник должен уметь развернуто обосновывать справедливость своих высказываний и действий. Многие приемы такого обоснования указывает учитель. Необходимость различать образцы рассуждения и самостоятельные попытки их строить предполагают формирование у младших школьников умение как бы со стороны рассматривать собственные мысли и действия. Это умение лежит в основе рефлексии как важного качества, позволяющего разумно и объективно анализировать свои суждения и поступки с точки зрения их соответствия замыслу и условиям деятельности.

По мере формирования учебной деятельности школьник приучается управлять своим вниманием, ему необходимо научиться внимательно, слушать учителя и следовать его указаниям, так как без этого невозможен и процесс усвоения знаний. У детей, приходящих в школу, преобладает непроизвольное внимание. Ребенок в большой степени реагирует на яркие, эмоциональные признаки информации, чем на ее содержание, он обращает внимание на то, что ему непосредственно интересно. В ходе учебной деятельности ребенок учится управлять и устойчиво сохранять внимание на нужных, а не просто привлекательных предметах, формируется произвольное внимание .

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Новое в образовании:

Особенности управления инновационными процессами
Управление процессами, происходящими в учреждениях образования, - один из важнейших факторов достижения высокого уровня образовательных результатов. Особое значение имеет это положение, когда речь идет об управлении инновационными процессами, определяющими векторы развития образовательных систем вс ...

Средства мультимедиа в образовательном процессе
Многие преподаватели впервые сталкиваются с понятием мультимедиа, когда в их распоряжении оказывается компьютер, оснащенный специальным оборудованием, позволяющий работать с самой разнообразной информацией, такой как текст, звук, неподвижные и движущиеся изображения. Для большинства людей, имеющих ...

Роль инноваций в развитии школы
После того, как руководитель всесторонне проанализировал ситуацию в школе, определил, какие результаты работы школы необходимо улучшить, у него, естественно, возникает потребность в обоснованном выборе идей, с помощью которых это можно было бы сделать наилучшим образом. Выбор идей неизбежен потому, ...

НАВИГАЦИЯ

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.eduinfluence.ru