Характеристика возрастных психологических и валеологических особенностей младших школьников

Страница 5

Валеологические особенности развития личности младших школьников.

Усвоение моральных требований.

В младшем школьном возрасте происходит важное изменение в жизни ребенка: он овладевает навыками ориентировки в своем внутреннем мире. В школе он встречается с такой четкой и развернутой системой моральных требований, соблюдение которых контролируется постоянно. Перед младшими школьниками стоит задача освоить довольно широкий свод норм и правил поведения, применение которых позволит им правильно организовать взаимоотношения с учителями, родителями и сверстниками. К семи – восьми годам дети уже психологически подготовлены к ясному пониманию норм и правил как взаимоотношений, так и отношению к самому себе и своему здоровью. Будучи сформированными, у ребенка в этом возрасте, такие моральные качества становятся внутренним и органическим достоянием личности.

Валеологические потребности – это система потребностей, которая обуславливает все поступки любого человека.

Классификация валеологических потребностей:

Витальные (к существованию), исходные: потребность жить и обеспечивать свою жизнь (жить для себя и для своих близких); потребность занять определенное место в обществе и в умах, социальная потребность (для себя – мои права, для других – мои обязанности); потребность познавать мир внешний и внутренний; идеальные познавательные потребности.

Эмоциональные (к удовольствию), промежуточные: потребность в идеале, вере, кумире, религиозность; этическая потребность – принадлежность к роду, нации, расе.

Рациональные (к самосовершенствованию), вспомогательные: потребность в преодолении препятствий, волевые усилия. Воля выступает слитно с какой-либо потребностью, усиливает ее, придает ей устойчивость; потребность в вооруженности или компетентности, то есть приобретение опыта также подкрепляет другую любую потребность.

Рациональные потребности, если они развиты у детей, направлены на достижение сознательно поставленной цели – трудовой, эстетической, познавательной. Рациональные потребности создаются, контролируются и сохраняются усилием воли. К сожалению, среди воспитанников немало таких, у которых неразвиты волевые привычки (лень), а потому, каковы бы ни были познавательные потребности, они не реализуются из-за неумения преодолевать трудности - препятствия.

Валеосфера ребенка может оказаться ущербной, если потребности в преодолении препятствий в сохранении своего здоровья будет не развита. Следовательно, в плане валеологической педагогики потребности рациональные, вообще-то относимые к вспомогательным, становятся главными.

К мотивациям здравосохранения и укрепления здоровья у младших школьников относятся:

Самосохранение. Дети младшего школьного возраста уже знают о смерти, они боятся ее и поэтому охраняют жизнь. Если ребенок обучен правилам поведения на улице, то он в большинстве случаев выполняет их. Исключением являются те моменты, когда ребенок отвлечен игрой. В случае обучения детей санитарным навыкам можно дать им расширенное представление о мире микроорганизмов, об их вредном воздействии на здоровье человека.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Новое в образовании:

Анализ современной ситуации в области информатизации образования
Информационные и коммуникационные технологии (ИКТ) занимают особое место в современном мире. Работа на компьютере, умение использовать ИКТ в работе, умение создавать, а главное использовать информационные ресурсы, находящиеся в распоряжении человечества, являются основополагающими приоритетами ново ...

Виды мышления
Система приемов и способов умственной деятельности помогает учащимся обнаружить, выделить, объединить существенные признаки изучаемых предметов и явлений. В психологии рассматривают следующие виды мышления (табл.1). Таблица 1 Организация мыслительной деятельности Виды мышления По форме наглядно-обр ...

Двуполушарный подход в обучении, как средство развития мышления
Правополушарные люди за лесом не видят отдельных деревьев, а правополушарные – за отдельными деревьями не видят леса. Б. Белый 40 лет назад крупнейший физиолог нашего века И.П.Павлов пришел к выводу, что всех людей можно разделить на два типа – художников и мыслителей. Связано это с одной из особен ...

НАВИГАЦИЯ

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.eduinfluence.ru