Воспитательная система имеет следующую структуру:
1. Цели – совокупность идей, для реализации которых она создается.
2. Деятельность, обеспечивающая ее реализацию.
3. Субъект деятельности, ее организующий и в ней участвующий.
4. Отношения, рождающиеся в деятельности и общении.
5. Управление, обеспечивающее интеграцию компонентов в целостную систему и развитие этой системы.
Главная цель воспитания – это модель личности ребенка, которая рассматривается не только как идеальная цель воспитания, но и как содержание воспитания.
Современная воспитательная система (технология) представляет единство взаимосвязанных элементов: целей, субъекта, деятельности, среды, управления. Воспитательная технология представляет комплекс моделей, интегрированный на основе локальных условий.
Характеризуя организацию воспитательной работы необходимо:
- раскрыть суть понятия воспитательного процесса, его содержание и особенности организации;
- представить цели и задачи воспитательной деятельности;
- охарактеризовать технику планирования воспитательной работы;
- охарактеризовать воспитательную работу как необходимое условие становления личности;
- представить основные формы и методы организации воспитательного процесса.
- описать социально-психологическое обеспечение воспитательной деятельности общеобразовательных учреждений.
Понятие воспитательного процесса, его содержание и особенности организации.
Воспитание - это целенаправленный процесс культуроемкого развития человека в определенных социально-экономических условиях, специально подготовленными для этого людьми.
В воспитательном процессе осуществляется не просто взаимодействие педагога и воспитанника - происходит диалог двух людей, диалог разных поколений, диалог разных культур.
Чем богаче культура учителя, тем интереснее этот диалог для ученика, тем глубже он осознает богатство человеческой культуры. Чем выше профессиональная культура педагога, тем разнообразнее и эффективнее в воспитательном плане этот диалог, в котором нет места авторитарности. Сотрудничество и партнерство педагогов и воспитанников нельзя организовать насильно.
Диалогическое взаимодействие осуществляется при деликатно созданной атмосфере доверия и взаимопонимания. Такое взаимодействие может организовать лишь педагог-мастер.
Воспитательный процесс образовательного учреждения - это сложнейший многогранный процесс прямого, непосредственного воздействия образовательной среды на обучающихся, где сама образовательная среда определяется через систему влияний и условий формирования личности по заданному образцу, а также возможностей для ее развития, содержащихся в социальном и предметном окружении.
Согласно современному подходу, воспитание базируется на культурологической парадигме, которая определяет его как вхождение ребенка и педагога в контекст современной культуры. Освоение, усвоение и присвоение культуры являются при этом слагаемыми процесса воспитания, а знания о мире, отношение к нему и умение взаимодействовать с ним составляют содержание воспитания. В этом вхождении двух субъектов воспитательного процесса в контекст культуры решающую роль играет момент их взаимодействия.
Новое в образовании:
Результаты опроса по проектированию инновационных процессов в системе ВПО
В данном параграфе мы представляем результаты педагогического эксперимента, в котором проводился мониторинг проектирования в образовательном процессе вузов России инновационных процессов. Анкета № 1 для преподавателей по организации образовательного процесса в вузе приведена в приложении 1. Опрашив ...
Характеристика типов мышления в условиях модернизации образования
Содержание учебных предметов и способы их развертывания определяют тип сознания и мышления ребенка. Поэтому построение учебных предметов имеет не узкое, дидактико-методическое, а более общее значение, с точки зрения особенностей психического развития ребенка. Мышление представляет собой процессы по ...
Соотношение квалификационной категории педагога и его стремление к развитию
личности
В соответствии с планами повышения квалификации учителей один раз в пять лет они проходят специальное обучение в институтах (академиях) повышения квалификации и переподготовки работников образования или на специальных факультативах педагогических образовательных учреждений. Практика показывает, что ...