По определению Министерства образования России «…под здоровьесберегающими технологиями следует понимать систему мер по охране и укреплению здоровья учащихся, учитывающую важнейшие характеристики образовательной среды и условия жизни ребенка, воздействующие на здоровье» (письмо Министерства образования России от 26.08.2002 №13 – 51 – 104/13 «О работе экспериментальных общеобразовательных учреждений по направлению «Здоровьесберегающие технологии»).
Классификация здоровьесберегающих технологий в образовании.
Здоровьесберегающие технологии в образовании – это многокомпонентное понятие, включающее как минимум три составляющие: санитарно-гигиенические; медико-профилактические и педагогические технологии.
Здоровье и образование – это два взаимосвязанных и взаимозависимых компонента в формировании личности, то есть здоровье человека оказывает влияние на уровень образованности, а правильность построения образовательного процесса, в свою очередь, оказывает влияние на здоровье человека. Таким образом, системой, регулирующей это взаимодействие, являются здоровьесберегающие технологии в образовании.
Сущность видов здоровьесберегающих технологий в образовании и мероприятия, проводимые для их реализации.
Санитарно-гигиенические здоровьесберегающие технологии направлены на улучшение санитарных условий и совершенствование санитарно-оздоровительных мероприятий.
Основные задачи санитарно-гигиенических здоровьесберегающих технологий:
Укрепление материально-технологической базы образовательного учреждения с целью профилактики и укрепления здоровья детей младшего школьного возраста;
Создание оптимального режима функционирования образовательного учреждения.
Мероприятия, проводимые для реализации санитарно-гигиенических здоровьесберегающих технологий:
Пополнение образовательного учреждения, необходимым медицинским и спортивным оборудованием, ростовой ученической мебелью.
Осуществление ремонта медицинских, учебных помещений, спортивных залов, площадки, бассейна и т.д.
Осуществление контроля над расписанием уроков в целях упорядочения учебной нагрузки в школе.
изготовление памяток о режиме дня учащихся и рекомендаций для родителей по организации учебной деятельности на дому (уголки здоровья).
Осуществление контроля над тепловым режимом в учебном заведении. С целью предотвращения переохлаждения или перегрева учащихся в образовательном учреждении.
Медико-профилактические здоровьесберегающие технологии – это технологии, направленные на диагностику, укрепление, профилактику и коррекцию здоровья детей.
Мероприятия, проводимые для их реализации:
Проведение углубленных медицинских осмотров с привлечением узких специалистов.
Разработка цикла бесед и методических рекомендаций для медицинского и педагогического персоналов по проблемам здоровья учащихся.
Проведение наблюдения за физическим и нервно-психологическим развитием детей.
Составление, по результатам осмотров, индивидуальных планов оздоровления выявленной патологии.
Профилактические прививки по индивидуальным планам и эпидпоказаниям.
Оздоровительные мероприятия: режим дня; полноценное питание; поливитамины; кислородные коктейли; минеральная вода; утренняя гимнастика; ЛФК; массаж; водные процедуры; ионизация воздуха; лечебный свет (Дюна – 7); фитотерапия.
Новое в образовании:
Индивидуализация и дифференциация воспитания
Новые ориентации и ценности современного образования обусловили необходимость понимать ученика как индивидуальную действительность и как индивидуальную возможность. Индивидуальным в человеке называют то особенное, что выделяет ее среди других людей, а индивидуальностью - ярко выраженную совокупност ...
Анализ результатов работы и практические
рекомендации педагогам колледжа
Педагогический эксперимент проводился на базе Миасского автомеханического техникума. Нами были определены уровни сформированности культуры общения в студенческой среде (табл. 1). Таблица 1 Характеристика уровней сформированности культуры общения у студентов № Уровень Компонент Характеристика уровня ...
Богородская игрушка
В селе Богородское Московской области издавна все, даже женщины и дети, вырезали из дерева игрушки. Режут они игрушки-медведей и мужиков, оленей и орлов, коней и козлов, петушков и курочек. Дерево послушно каждому прикосновению ножа и резца, которые оставляют ритмичные следы, подчеркивая форму. Кра ...