по краеведению ближе стоят к игровой форме, могут проводиться без предварительной подготовки учащихся или с сообщением темы, литературных источников, вопросов. Для учащихся с ЗПР эта форма внеклассной работы доступна и интересна.
Внеклассное чтение художественной и научно-популярной краеведческой литературы.
Чтение играет огромную роль в жизни людей. Произведения художественной литературы привлекаются в качестве выразительного материала на внеклассном занятии по краеведению. Художественная литература служит для учащихся одним из важных источников для ознакомления с историческим прошлым и одним из эффективных средств их нравственного и эстетического воспитания, потому что живость и конкретность художественного образа усиливают картинность повествования и таким образом создают более конкретные исторические представления у учащихся. Яркий, выразительный художественный образ воздействует на личность учащегося всесторонне: на его ум, чувство, волю, поведение, потому что этические нормы раскрыты на живых примерах и в конкретных ситуациях. В произведениях художественной литературы краеведческой направленности мы находим конкретный материал, как правило, отсутствующий в учебных пособиях, - обстановку и колорит эпохи, меткие характеристики и детали быта, яркие факты и описание облика людей прошлого.
В условиях специальной (коррекционной) школы VII вида необходимо целенаправленное руководство учителем внеклассным чтением по краеведению, которое осуществляется по нескольким линиям: изучение читательских интересов школьников, рекомендация книг краеведческого содержания для самостоятельного чтения, помощь учащимся в сознательном усвоении прочитанного, проведение обсуждения прочитанных книг.
Таким образом, внеклассная работа по краеведению интересна и многообразна, она требует четкой организации и определенной системы. Внеклассные занятия по краеведению нужны, прежде всего, школьнику, поскольку удовлетворяют некоторые его важнейшие потребности: потребности в общении, самовыражении и самореализации, признании и уважении.
Являясь самостоятельной частью учебно-воспитательного процесса, внеклассная работа по краеведению может интегрироваться с уроком, быть его продолжением, что обеспечивает реализацию воспитательных и развивающих функций в полной мере. При этом условии внеклассные занятия по краеведению позволяют школьникам с ЗПР углубить и расширить знания, развить познавательные, коммуникативные и творческие способности, обогатить жизненный опыт и ценностное отношение к историческому прошлому. Во всех формах внеклассной работы, проводимых в специальной (коррекционной) школе VII вида, огромная роль принадлежит учителю. Его умелое руководство, заинтересованное отношение делают эту работу познавательной, увлекательной и плодотворной для учащихся с ЗПР.
1. Проблема формирования краеведческих знаний младших школьников с ЗПР во внеклассной работе является актуальной. На сегодняшний день определена ее сущность и значение, разработаны различные формы и виды внеклассной деятельности.
Новое в образовании:
Педагогические, психологические аспекты активизации познавательной
деятельности
Вопросы активизации познавательной деятельности школьников, относятся к числу наиболее актуальных проблем современной педагогической науки и практики. На обычном уроке учитель рассказывает и показывает, а ученики слушают и повторяют действия. При этом «сущность деятельности ученика состоит в воспри ...
Основные положения педагогической теории
Начальный этап всего воспитательного процесса — педагогическое проектирование. Как в любом другом деле необходим проект будущего изделия, так и в воспитании важно заранее представлять, какие качества следует развить у воспитанников, т.е. определить цель воспитания. Цель воспитательной работы предус ...
Иллюстрация разработки инструментария для
определения уровня речи при изучении отдельных тем курса математики
Уровень сформированности устной и письменной компетентности при изучении математики может быть определен исходя из того, какие записи осуществляет ученик на доске или в тетради и какие слова при этом проговаривает. Ниже приведены возможные устные комментарии ученика при выполнении заданий по темам: ...