Философские основы воспитания нравственных ценностей

Страница 2

Вершиной античной этики явилось учение Эпикура. Учение о благе Эпикур начинает с рассмотрения проблемы удовольствия и страдания. Он выделяет два рода наслаждений: физические - потребность, в пище, жилище, одежде и духовные - наслаждения, получаемые от знания и дружбы. Эпикур подчеркивает, что начало потребностей человека - материально, в этом нет ничего постыдного, ибо здесь обнаруживается естественная необходимость. Полагая наслаждение «началом и целью, блаженной жизни», Эпикур понятие добродетели связывает с понятием средств достижения этой цели. «Красоту, добродетель и тому подобное следует ценить, если они доставляют удовольствие; если же не доставляют, то надо с ними распрощаться». Выше всего в людских отношениях Эпикур ценит дружбу, основанную на равенстве и единомыслии. «Благодарный человек, всего более занят мудростью и дружбой, одна из них есть благосмертное, другая - бессмертное», ибо память о нем сохраняется друзьями. Аренда вилочных погрузчиков 3 тонны rentlift.ru.

Взгляды на нравственные ценности Средневековья. Нравственные ценности античности сменились иными мировоззренческими установками и познавательными регулятивами Средневековья.

Определяющим фактором в средние века стала молитва, беззаветная вера в Бога как в живое и личностное существо, постулаты о полном ничтожестве человека - «раба Божьего».

Идейной основной нравственности служило учение о бессмертии души, о неминуемом посмертном воздаянии за добродетели и за грехи. Суть библейской нравственной концепции можно резюмировать в следующих положениях:

Бог создал мир и является его животной сущностью. Бог - абсолютное творческое начало. Человек создан свободным и высшая цель служить Богу - выступает для него как должествование. Человек не может силой собственной активности реализовать свое сущностное предназначение, ибо он греховен безнадежно. Христос - зримый образец моральности в христианском понимании, воплощенный идеал.

Высший и единственный смысл всего существования Иисус видит в Боге-Отце. Любовь к ближнему является отражением любви к Богу.

В теологических спорах о свободе воли, о месте разума в нравственной жизни человека, о «лестнице добродетелей и грехов» пробивались ростки гуманистических воззрений на мораль, которые подготавливали почву для ее освобождения от оков религии. Философия Пьера Абеляра, Бернара Клервоского, Сигера Брабантского подвергает критике схоластические учения Августина, Фомы Аквинского о теологических добродетелях. Добродетель, по мнению Сигера Брабантского - естественный навык, своебразный с требованиями разума, который возникает у человека в деятельности и исчезает, оставаясь без изменения. В трактате последователя Сигера Брабантского - Боэция Дакийского - столь же энергично утверждался земной характер моральных ценностей: «Высшее благо достается силою разума: для теоретического разума это - познание истины, для практического - добрые дела» .

Эпоха Возрождения. Для полной картины генезиса «нравственное» нельзя не остановиться на эпохе Возрождения, для которой характерны поиски индивидуальности, стремление в обосновании особого независимого мнения, образа жизни.

Для мыслителей Возрождения человек - личность, обладающая безграничными возможностями, духовно и телесно единая, которая находится в органической связи с Вселенной. Эти идеи нашли свое воплощение в творчестве великих представителей этой эпохи: Леонардо да Винчи, Томаса Мора, Алигьере Данте, Томмазо Кампанеллы, Бернардино Телезио, Николая Кузанского.

Высшим достижением этической мысли эпохи Возрождения явилось учение великого итальянского философа Джордано Бруно.

Истинная основа нравственных ценностей в этической системе Джордано Бруно - труд: «Прочь от меня. всякое безделье, неряшливость, ленивая праздность».

Ярким свидетельством синтеза культурных традиций античности и раннего христианства являются произведения Эразма Роттердамского. В своей знаменитой работе «Похвала глупости» он осуждает человеческие глупости, самодовольство. В силу того, что сфера чувствительности, связанная со всем телом человека, много шире и сложнее сферы его разума, сконцентрированного в его голове, люди вынуждены «играть комедию жизни», исполняя самые различные роли.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Новое в образовании:

Система работы по формированию навыков труда в природе как метода экологического воспитания детей среднего дошкольного возраста
На основе данных констатирующего этапа эксперимента мы определили, что формирующую работу по экологическому воспитанию детей среднего возраста через трудовую деятельность мы будем проводить с детьми группы № 2 - экспериментальной. Для этого мы определили направления работы с детьми: - приобщение де ...

Коррекционная работа по формированию у детей с задержкой психического развития пространственных представлений
Пространственные функции являются составной частью и предпосылкой многих психических процессов, поэтому коррекционную работу по преодолению различных нарушений при ЗПР целесообразно начинать, прежде всего, с развития у детей элементарных ощущений отдельных свойств предметов и явлений и целостного в ...

Значение подвижных игр для развития личности ребенка
Игра является основным видом деятельности дошкольника. Она выступает и как форма организации жизни детей в дошкольном учреждении, и как средство их разностороннего развития, и как метод обучения. Игре придается большое значение в социальном становлении личности ребенка, а игровые навыки рассматрива ...

НАВИГАЦИЯ

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.eduinfluence.ru