Философские основы воспитания нравственных ценностей

Страница 2

Вершиной античной этики явилось учение Эпикура. Учение о благе Эпикур начинает с рассмотрения проблемы удовольствия и страдания. Он выделяет два рода наслаждений: физические - потребность, в пище, жилище, одежде и духовные - наслаждения, получаемые от знания и дружбы. Эпикур подчеркивает, что начало потребностей человека - материально, в этом нет ничего постыдного, ибо здесь обнаруживается естественная необходимость. Полагая наслаждение «началом и целью, блаженной жизни», Эпикур понятие добродетели связывает с понятием средств достижения этой цели. «Красоту, добродетель и тому подобное следует ценить, если они доставляют удовольствие; если же не доставляют, то надо с ними распрощаться». Выше всего в людских отношениях Эпикур ценит дружбу, основанную на равенстве и единомыслии. «Благодарный человек, всего более занят мудростью и дружбой, одна из них есть благосмертное, другая - бессмертное», ибо память о нем сохраняется друзьями.

Взгляды на нравственные ценности Средневековья. Нравственные ценности античности сменились иными мировоззренческими установками и познавательными регулятивами Средневековья.

Определяющим фактором в средние века стала молитва, беззаветная вера в Бога как в живое и личностное существо, постулаты о полном ничтожестве человека - «раба Божьего».

Идейной основной нравственности служило учение о бессмертии души, о неминуемом посмертном воздаянии за добродетели и за грехи. Суть библейской нравственной концепции можно резюмировать в следующих положениях:

Бог создал мир и является его животной сущностью. Бог - абсолютное творческое начало. Человек создан свободным и высшая цель служить Богу - выступает для него как должествование. Человек не может силой собственной активности реализовать свое сущностное предназначение, ибо он греховен безнадежно. Христос - зримый образец моральности в христианском понимании, воплощенный идеал.

Высший и единственный смысл всего существования Иисус видит в Боге-Отце. Любовь к ближнему является отражением любви к Богу.

В теологических спорах о свободе воли, о месте разума в нравственной жизни человека, о «лестнице добродетелей и грехов» пробивались ростки гуманистических воззрений на мораль, которые подготавливали почву для ее освобождения от оков религии. Философия Пьера Абеляра, Бернара Клервоского, Сигера Брабантского подвергает критике схоластические учения Августина, Фомы Аквинского о теологических добродетелях. Добродетель, по мнению Сигера Брабантского - естественный навык, своебразный с требованиями разума, который возникает у человека в деятельности и исчезает, оставаясь без изменения. В трактате последователя Сигера Брабантского - Боэция Дакийского - столь же энергично утверждался земной характер моральных ценностей: «Высшее благо достается силою разума: для теоретического разума это - познание истины, для практического - добрые дела» .

Эпоха Возрождения. Для полной картины генезиса «нравственное» нельзя не остановиться на эпохе Возрождения, для которой характерны поиски индивидуальности, стремление в обосновании особого независимого мнения, образа жизни.

Для мыслителей Возрождения человек - личность, обладающая безграничными возможностями, духовно и телесно единая, которая находится в органической связи с Вселенной. Эти идеи нашли свое воплощение в творчестве великих представителей этой эпохи: Леонардо да Винчи, Томаса Мора, Алигьере Данте, Томмазо Кампанеллы, Бернардино Телезио, Николая Кузанского.

Высшим достижением этической мысли эпохи Возрождения явилось учение великого итальянского философа Джордано Бруно.

Истинная основа нравственных ценностей в этической системе Джордано Бруно - труд: «Прочь от меня. всякое безделье, неряшливость, ленивая праздность».

Ярким свидетельством синтеза культурных традиций античности и раннего христианства являются произведения Эразма Роттердамского. В своей знаменитой работе «Похвала глупости» он осуждает человеческие глупости, самодовольство. В силу того, что сфера чувствительности, связанная со всем телом человека, много шире и сложнее сферы его разума, сконцентрированного в его голове, люди вынуждены «играть комедию жизни», исполняя самые различные роли.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Новое в образовании:

Проблемы гендерной психологии
В последнее время гендерная проблематика все активнее стала заявлять о себе в различных отраслях научного знания. Эта тенденция коснулась и психологии, в психологических публикациях все чаще можно встретить такие понятия, как «гендер», «гендерный», «гендерные исследования». Какая реальность стоит з ...

Психологические особенности детей с нарушениями в развитии
Известно, что дети с нарушением в интеллектуальном развитии очень часто начинают свое обучение в массовых школах, и только там учителя распознают умственное недоразвитие, которое обусловлено поражением определенных мозговых систем во внутриутробном или в самом раннем периоде жизни ребенка в связи с ...

Психолого-педагогическая характеристика детей с умственной отсталостью
Рассмотрим психолого-педагогические особенности детей с умственной отсталостью. Л.С. Выготским было предложено отличать ядерные признаки от вторичных и третичных наслоений, нарастающих над этим ядром. Ядерным дефектом при умственной отсталости является тотальное поражение головного мозга. По мнению ...

НАВИГАЦИЯ

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.eduinfluence.ru