Философские основы воспитания нравственных ценностей

Страница 6

Историко-логический метод подводит нас к представлению материализма и позитивизма 60-х годов XIX века (классификация Н. Лосского). Проповедниками материализма в России были М.А. Бакунин, Н.Г. Чернышевский, Д.И. Писарев, В.Г. Белинский, А.И. Герцен, к позитивистам можно отнести П.П. Лаврова, Г.Н. Вырубова и др., их взгляды основаны на этико-гуманном содержании антропологической проблематики.

Наибольший интерес представляет для нас философия С. Соловьева. Он пытался философски обосновывать нравственные принципы христианской религии. По мнению В.С. Соловьева, материализм и вытекающий из него атеизм - учения безнравственные, приводящие к духовному тупику, отрицающие идеальный, высший смысл жизни. В сочинениях «Оправдание добра», «Духовные основы жизни», «Право и нравственность» он изложил свой опыт построения нравственной системы. Миром, утверждал В. С. Соловьев, управляет божественный промысел. Бог проявляется в Человеке как нравственная его сущность в форме долга.

Предмет нравственности - добро, присуще всем людям, так как его источник - Бог. Добро имеет три признака: оно чисто, полно и сильно. Основа нравственности - прирожденные чувства стыда, жалости и благоговения. Из этих трех нравственных чувств вытекают все остальные добродетели. «Практическая этика» В.С. Соловьева проникнута средневековой мистикой.

В.С. Соловьев считал, что человек есть «.особая форма бесконечного содержания», и это содержание составляет его духовность». Большое влияние творчество В.С. Соловьева оказало на взгляды Н.А. Бердяева и И.А. Ильина.

Этические взгляды Н.А. Бердяева сводятся к следующим постулатам: мы живем в призрачном мире, а нам следует пробиться в мир подлинный; человек должен изменить свое отношение к миру.

Раздвоенность духа, ужас, боль, расслабленность, гибель должны быть побеждены творчеством. Воспитание нравственных ценностей по Н. А. Бердяеву - это прорыв к творчеству, сообщение новой силы человеческому духу. Он заявляет, что умолчание о творческом характере человека в Евангелие вовсе не случайно. Бог делает это во имя богоподобной свободы творческого пути человека, во имя оправдания творчества самим человеком. «Идея творца о человеке головокружительно высока и прекрасна».

Созвучны идеям духовно-нравственного воспитания Н.А. Бердяева и взгляды И. А. Ильина. По мнению И. А. Ильина, человек имеет духовное и недуховное начало. При духовном понимании человек предстает существом с бессмертной душой. Нравственность, по его мнению, духовна. Только творческий человек образует основу семьи, Родины, нации, государства, он становится источником духовной культуры. Недуховное понимание сущности человека – низменные потребности в еде, жилище. В книге «Путь духовного обновления» даны рекомендации этого обновления человека: мы должны научиться «чтить и любить и строить наш семейный очаг - это первое естественное гнездо любви, веры, свободы и совести, эту необходимую священную ячейку Родины, национальной жизни».

Н.О. Лосский утверждает теономную, т.е. базирующуюся на религии, мораль, основывающуюся не на относительных ценностях, а на абсолютных.

По его мнению, религиозное Добро стоит выше нравственного, поэтому выше голоса долга стоит любовь к Богу и ближним, позволяющая прощать человеческие несовершенства при наличии смирения. «Добро первично. Оно есть абсолютная положительная ценность, самоценность». Программа воспитания нравственности, по мнению Н.О. Лосского, состоит в преодолении эгоизма, отказе от несправедливости, добровольном приобщении к добродетелям.

В ряду ярких, несхожих с другими философов начала XX в., необходимо отметить нравственные идеи В.В. Розанова. Философский импрессионизм В.В. Розанова раскрывается в анализе состояния души, места ее страдания и работы ума. Его интересует «метафизика пола», тайны жизни, семья как основа общества, любовь как соединение мужского и женского начал. Он критикует «объединенную христианскую цивилизацию».

В рамках нашего исследования мы не можем не остановиться на взглядах выдающегося философа - богослова П.А. Флоренского, которого считают выразителем русского религиозного Ренессанса.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9

Новое в образовании:

Проектирование компетентностно-ориентированных основных образовательных программ и учебного плана педагогического вуза
Сегодня перед всеми российскими вузами на первый план выступает актуальная задача перехода от действующих основных образовательных программ (ООП), реализующих ГОС ВПО второго поколения, к новому поколению ООП, реализующих ФГОС ВПО. Основная образовательная программа высшего профессионального образо ...

Классификация детских площадок по компоновочной структуре
Единый игровой комплекс (В таком комплексе дизайнеры стремятся собрать воедино разнообразные игровые элементы, объединенные общим стилистическим решением. Создатели таких комплексов стремятся к колористическому единству и повторяемости основных декоративных элементов, наличию общей идеи. При этом п ...

Различные подходы к определению понятия функции
Обоснование функциональной линии как ведущей для школьного курса математики — одно из крупнейших достижений современной методики. Однако реализация этого положения может быть проведена многими различными путями; многообразие путей вызвано фундаментальностью самого понятия функции. Для того чтобы со ...

НАВИГАЦИЯ

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.eduinfluence.ru