Философские основы воспитания нравственных ценностей

Страница 6

Историко-логический метод подводит нас к представлению материализма и позитивизма 60-х годов XIX века (классификация Н. Лосского). Проповедниками материализма в России были М.А. Бакунин, Н.Г. Чернышевский, Д.И. Писарев, В.Г. Белинский, А.И. Герцен, к позитивистам можно отнести П.П. Лаврова, Г.Н. Вырубова и др., их взгляды основаны на этико-гуманном содержании антропологической проблематики.

Наибольший интерес представляет для нас философия С. Соловьева. Он пытался философски обосновывать нравственные принципы христианской религии. По мнению В.С. Соловьева, материализм и вытекающий из него атеизм - учения безнравственные, приводящие к духовному тупику, отрицающие идеальный, высший смысл жизни. В сочинениях «Оправдание добра», «Духовные основы жизни», «Право и нравственность» он изложил свой опыт построения нравственной системы. Миром, утверждал В. С. Соловьев, управляет божественный промысел. Бог проявляется в Человеке как нравственная его сущность в форме долга.

Предмет нравственности - добро, присуще всем людям, так как его источник - Бог. Добро имеет три признака: оно чисто, полно и сильно. Основа нравственности - прирожденные чувства стыда, жалости и благоговения. Из этих трех нравственных чувств вытекают все остальные добродетели. «Практическая этика» В.С. Соловьева проникнута средневековой мистикой.

В.С. Соловьев считал, что человек есть «.особая форма бесконечного содержания», и это содержание составляет его духовность». Большое влияние творчество В.С. Соловьева оказало на взгляды Н.А. Бердяева и И.А. Ильина.

Этические взгляды Н.А. Бердяева сводятся к следующим постулатам: мы живем в призрачном мире, а нам следует пробиться в мир подлинный; человек должен изменить свое отношение к миру.

Раздвоенность духа, ужас, боль, расслабленность, гибель должны быть побеждены творчеством. Воспитание нравственных ценностей по Н. А. Бердяеву - это прорыв к творчеству, сообщение новой силы человеческому духу. Он заявляет, что умолчание о творческом характере человека в Евангелие вовсе не случайно. Бог делает это во имя богоподобной свободы творческого пути человека, во имя оправдания творчества самим человеком. «Идея творца о человеке головокружительно высока и прекрасна».

Созвучны идеям духовно-нравственного воспитания Н.А. Бердяева и взгляды И. А. Ильина. По мнению И. А. Ильина, человек имеет духовное и недуховное начало. При духовном понимании человек предстает существом с бессмертной душой. Нравственность, по его мнению, духовна. Только творческий человек образует основу семьи, Родины, нации, государства, он становится источником духовной культуры. Недуховное понимание сущности человека – низменные потребности в еде, жилище. В книге «Путь духовного обновления» даны рекомендации этого обновления человека: мы должны научиться «чтить и любить и строить наш семейный очаг - это первое естественное гнездо любви, веры, свободы и совести, эту необходимую священную ячейку Родины, национальной жизни».

Н.О. Лосский утверждает теономную, т.е. базирующуюся на религии, мораль, основывающуюся не на относительных ценностях, а на абсолютных.

По его мнению, религиозное Добро стоит выше нравственного, поэтому выше голоса долга стоит любовь к Богу и ближним, позволяющая прощать человеческие несовершенства при наличии смирения. «Добро первично. Оно есть абсолютная положительная ценность, самоценность». Программа воспитания нравственности, по мнению Н.О. Лосского, состоит в преодолении эгоизма, отказе от несправедливости, добровольном приобщении к добродетелям.

В ряду ярких, несхожих с другими философов начала XX в., необходимо отметить нравственные идеи В.В. Розанова. Философский импрессионизм В.В. Розанова раскрывается в анализе состояния души, места ее страдания и работы ума. Его интересует «метафизика пола», тайны жизни, семья как основа общества, любовь как соединение мужского и женского начал. Он критикует «объединенную христианскую цивилизацию».

В рамках нашего исследования мы не можем не остановиться на взглядах выдающегося философа - богослова П.А. Флоренского, которого считают выразителем русского религиозного Ренессанса.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9

Новое в образовании:

Система коррекционно-педагогической работы
Тесная взаимосвязь развития речи, сенсорных функций, моторики и интеллекта определяет необходимость коррекции нарушений речи при дизартрии у детей с сочетанием со стимуляцией развития всех её сторон, сенсорных и психических функций, осуществляя тем самым формирование речи как целостной психической ...

Понятие об абилитации и реабилитации у детей с ДЦП
Термин «реабилитация» в детском возрасте и у взрослого человека имеет разное содержание. У взрослого человека реабилитация это достаточно ограниченный во времени процесс, направленный на повторное приспособление личности больного к социально-бытовой среде через восстановление нарушенных функций и т ...

Играя пальчиками, развиваем речь
У детей при ряде речевых нарушений отмечается выраженная в разной степени общая моторная недостаточность, а также отклонения в развитии движений пальцев рук, так как движения пальцев рук тесно связаны с речевой функцией. В связи с этим в системе по их обучению и воспитанию предусматриваются воспита ...

НАВИГАЦИЯ

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.eduinfluence.ru