Философские основы воспитания нравственных ценностей

Страница 3

У Нила Сорского (16 век) мы находим классификацию психических свойств и моральных качеств. Им описаны восемь основных видов страстей - гнев, печаль, уныние, тщеславие, гордость, чревоугодие, сребролюбие, любовная страсть. Страсти обладали у него способностью к саморазвитию в определенных обстоятельствах.

Взгляды философов в эпоху Нового времени на нравственные ценности. Благоговение перед разумом было воспринято от Возрождения Новым временем. Эйфорическое поклонение светлому образу человека, воспетого в эпоху Возрождения, сменились другими взглядами. Б. Паскаль, например, использовал иронию и «логику парадоксов», чтобы показать антиномичного человека, трагизм его жизни, психологию его страданий. Проблема человека занимала одно из центральных мест в философии Французского Просвещения. Для изучения нравственных ценностей человека определенное значение имеют взгляды французских мыслителей Нового времени Мишеля Монтеня, Пьера Шаррона, Рене Декарта.

В частности, Рене Декарт утверждал, что следует стремиться к осуществлению личного счастья. Рене Декарт провозглашал свой знаменитый принцип: «Я мыслю, следовательно, существую». Рационализмом проникнуто и утверждение философа о том, что человек может познать все тайны морали. «Добро - это то, что истинно, а зло - то, что ложно. Человеку, для того чтобы правильно поступать, следует изучать самого себя, воспитывать волю так, чтобы она могла очищать страсти, направлять поступки человека согласно велениям разума».

Яркие представители Нового времени, английские материалисты Френсис Бэкон и Томас Гоббс, относили учение о нравственности к «точным наукам», т.к. считали, что «операция вычисления» производится не только над числами, но и над деяниями человека.

Благо Ф. Бэкон и Т. Гоббс считали основной этической ценностью, за ней следует здоровье.

«Все вещи, обозначаются нами. общим именем добро, или благо, - писал Т. Гоббс. - Все же вещи, которых мы избегаем, обозначаются как зло».

Немецкий философ И. Кант внес большой вклад в развитие знания о нравственных ценностях и о нравственном воспитании человека. И. Кант делит свою этику на две самостоятельные части: учение о долженствовании, т. е. чисто теоретическую часть («Метафизика нравов»), и учение о претворении долженствования в практическую жизнь («Антропология с практической точки зрения»). Исходную категорию у И. Канта составляет «Чистая воля», а из нее вытекает ряд других категорий нравственности - благо, долг, нравственный закон. И. Кант высказал мысль о самоценности (абсолютной ценности) человека. Золотое правило поведения (категорический императив) он сформулировал следующим образом: «Поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству и в своем лице, и в лице всякого другого также как к цели и никогда не относился бы к нему только как к средству».

Проблемы этики привлекали к себе внимание Г. Гегеля. Этика Г. Гегеля пронизана противоречием между диалектическим методом и идеалистической системой. Г. Гегель идеалистически понимал место нравственных ценностей в человеческом обществе. Рассматривая их «как объективный родовой человеческий дух», «всеобщую сущность индивидов», он провозгласил нравственность движущей пружиной всего общественного развития, поставив тем самым «на голову все социальные отношения». Ценное завоевание гегелевской этики - ее диалектическое учение о развитии свободы, которая проходит три стадии: природную волю, произвол и разумную волю. В соответствии с тремя ступенями развития понятия свободы воли, Г. Гегель делит этику на три части: абстрактное право, мораль и нравственность. Абстрактное право - вся область внешнего «наличного бытия» воли отдельной личности. Сфера морали - субъективные убеждения человека, мотивы его поведения, его цели и намерения. Нравственность - есть высшая ступень в развитии «объективного духа», сущность права и морали. Формами развития нравственности Г. Гегель считал семью, гражданское общество и государство.

Проблеме происхождения и развития нравственности посвящены исследования П.А. Кропоткина. Им выявлено, что нравственным учителем человека, начиная с древности, была природа, ее животный мир. Идеи взаимопомощи, альтруизма, способствовали выживанию. «Нравственное начало в человеке, есть не что иное, как дальнейшее развитие инстинкта общительности, свойственного всем живым существам и наблюдаемого во всей живой природе». Становление нравственных ценностей, как показал в своих работах П. А. Кропоткин, происходит в результате процесса подражания, обучения и воспитания. Процесс развития нравственных ценностей изначально детерминирован биосоциальными процессами.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Новое в образовании:

Анализ формирования мышления в традиционном преподавании биологии
В современной школе используется три относительно обособленных и отличающихся рядом признаков вида обучения: Объяснительно-иллюстративное, называемое также традиционным, сообщающим или конвенциональным (обычным); Проблемное; Программированное и развившееся на его основе компьютерное обучение. Педаг ...

Игра как средство воспитания в дошкольной педагогике
В классической педагогике идея соединения воспитания и обучения детей с игрой принадлежит основателю детских садов Фридриху Фребелю. Им была разработана и описана система дидактических игр, основанная на четких теоретических положениях, восходящих к философии Гегеля, и направленная на развитие созн ...

Направления, формы и методы этнокультурно коннотированного дополнительного образования художественно-эстетической направленности
Опытно-экспериментальная работа по реализации процесса воспитания эстетической культуры школьников осуществлялась на базе Элистинского Дворца детского творчества Республики Калмыкия. В процессе констатирующего эксперимента решались следующие задачи: 1. Зафиксировать достигнутый уровень жизнедеятель ...

НАВИГАЦИЯ

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.eduinfluence.ru