Философские основы воспитания нравственных ценностей

Страница 4

Диалектический материализм о нравственности. В рамках нашего исследования рассмотрим проблему нравственных ценностей с материалистических позиций (Л. Фейербах, К. Маркс, Ф. Энгельс, В.И. Ленин, Г.В. Плеханов и др.). К. Маркс и Ф. Энгельс, основатели нового мировоззрения в философской науке, рассматривали саму мораль как внутренний революционный фактор, мобилизующий народ на улучшение объективных условий их жизни и самих себя, мира своих страстей, чувств, помыслов, мотивов, идеалов. По их мнению, без духовного обновления общества и человека немыслима никакая социальная революция. Последняя же, в свою очередь, раскрывает новые горизонты, ценности и цели деятельности людей, воплощает их творческие усилия, устремления к лучшей, более справедливой, чистой жизни, к добрым, гармоничным межличностным отношениям, то есть создает условие для быстрого нравственного прогресса общества и личности.

К. Маркс и Ф. Энгельс считали главными нравственными ценностями «смелость, сознание собственного достоинства, чувство гордости и независимости». Классики марксистской этики отмечали, что если подходить к развитию нравственности диалектически, то в изложениях нравственности, в самой диалектике противоречий можно увидеть неуклонное восходящее движение. Совершая моральный выбор по внутреннему убеждению, люди добровольно берут на себя всю полноту нравственной ответственности за его результаты. При этом идейность и убежденность взаимно подкрепляют друг друга, вызывая у личности потребность в трезвой самооценке, самоконтроле, самовоспитании, в гуманных поступках через моральное творчество. Социоцентристский подход к пониманию человека и его ценностей обесценили конкретного человека с его особенностями в марксистской философии. Экзистенционально-персоналистская философия XX века.

В XX столетии проблематика человека осуществляет новый поворот, причем именно к теме его существования.

В результате родилась экзистенционально-персоналистская философия XX века. Центральная проблема, на которой сосредоточивают свое внимание крупные философы (И.А. Бердяев, П.И. Шестов, К. Ясперс, М. Хайдеггер, Ж.П. Сартр, А. Камю, Г. Марсель и др.) - это проблема жизнедеятельности и мироощущения индивида в обществе, переживающим глубокий кризис, причина которого, по мнению философов-экзистенциалистов, в последствиях научно-технической революции.

Для нашего исследования, ставящего своей целью выделение путей воспитания нравственных ценностей современных старшеклассников, философия экзистенциализма является методологией, т. к. в ней представлен механизм определения смысла человеческой жизни. К. Ясперс считает, что « . каждый человек должен отчетливо сознавать, какова его позиция и во имя чего он действует. Каждый человек как будто предназначен божеством жить и действовать во имя беспредельной открытости, подлинного разума, истины, любви и верности вне того насилия, которое свойственно государству и церкви, под гнетом которого мы вынуждены жить и которому противостоять». «Высвечиванию экзистенции» принадлежит по К. Ясперсу, уникальная роль в человеческой жизни.

Идеи К. Ясперса, М. Хайдеггера, А. Камю и других философов экзистенциалистов весьма актуальны до сих пор. М. Хайдеггер - один из значительных философов - экзистенциалистов XX столетия.

В труде «Бытие и время» М. Хайдеггер озабочен не бытием, а человеком. Он, по мнению философа, единственное существо, для которого бытие является проблемой, более того, глубоко личной, экзистенциальной проблемой. М. Хайдеггер утверждал, что бытие человека всегда носит характер «моего» бытия, практические повседневные контакты человека с миром осуществляются при помощи практических орудий, которые «находятся под рукой» в противоположность инертным объектам рассмотрения и анализа, просто «присутствующим под рукой». Ориентацию, или проекцию, человека на горизонт будущего, М. Хайдеггер называет «пониманием», от которого берет начало «дискурс», или речь, в настоящем - истолковании того, как обстоит дело с твоим бытием. Три эти экзистенции, отделимые друг от друга в интересах анализа, в действительности проникают друг в друга. Не замкнутость человеческой проекции в будущее позволяет М. Хайдеггеру охарактеризовать экзистенциональную сущность человека.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9

Новое в образовании:

Дидактическая игра как основной метод обучения в группах для детей с общим недоразвитием речи
Играя ребенку, предоставляется широкое поле для фантазии и творчества. Игровые упражнения нужно проводить в спокойной и доброжелательной атмосфере. Количество предлагаемых ребенку заданий должно соответствовать его индивидуальным возможностям и рекомендациям логопеда. Ни в коем случае не следуем фо ...

Приемы активизации познавательной деятельности
Помочь учащимся в полной мере проявить свои способности, развить инициативу, самостоятельность, творческий потенциал — одна из основных задач современной школы. Успешная реализация этой задачи во многом зависит от сформированности у учащихся познавательных интересов. Приемы активизации познавательн ...

Различные формы конференций как формы повышения квалификации
Также в качестве формы повышения квалификации можно рассматривать участие педагогов дополнительного образования в различных научно-практических конференциях. Для примера можно рассмотреть Конференции по педагогике развития и "2-ую Всероссийскую конференцию "Открытое дополнительное образов ...

НАВИГАЦИЯ

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.eduinfluence.ru