Философские основы воспитания нравственных ценностей

Страница 5

Философия А. Камю показывает, что важнейшие истины относительно самого себя и мира, человек открывает не путем научного познания, а посредством чувства «бытие в мире». Его «Миф о Сизифе», вскрывает проблемы абсурда, в котором выделяются два неправомерных вывода из констатации абсурда. Первый из них - самоубийство, второй - «философское самоубийство». А. Камю хотел, чтобы мы все научились жить, как живет Сизиф, не отчаиваться и превозмогая судьбу, презирая ее, «водрузить» этот валун на вершину, раскрывая с максимальной ясностью ума, с пониманием выпавшего удела, что человек должен нести бремя жизни, не смиряясь с ним. Самоотдача и полнота существования важнее всех вершин, а абсурдный человек избирает бунт против всех богов. «Я бунтую, - пишет А. Камю, - следовательно, существую». Кованый крест на могилу цена заказать кованый крест на могилу.

Антропологические идеи русской философии. Рассматривая вопросы становления нравственных ценностей у современных школьников, мы не можем не остановиться на выявлении концептуальных антропологических идей русской философии в разработке теории воспитания нравственных ценностей. Культурная матрица России о нравственных ценностях формировалась как за счет собственных представлений, так и посредством различного рода заимствований, подтверждая тем самым особый статус геополитического положения страны. С принятием христианства на Руси ситуация стала изменяться в сторону качественного изменения взглядов на человека и его происхождение. Основой всех основ и мерой всех вещей стало высшее духовное субстанциональное первоначало. Христианская идея на Руси была тесно связана с нравственным совершенствованием.

И.С. Пересветов, основываясь на взглядах Нила Сорского в философско-религиозной этике Максима Грека, в своих челобитных развивает учение «о правде» (морали) как справедливой форме правления. Появляется замечательное учение о жизни «Домострой», основная формула которого «вера - надежда - любовь» и «премудрость житейская». Домострой - это обращение человека к миру и людям, но не непосредственно, а через отношение к Богу.

Культура Домостроя - это культура культа, она духовна по преимуществу, раскрывала различие между добром и злом, учила жить по правде, по долгу, по-божески. Нравственные ценности Домостроя - книги Мудрости актуальны и в наше время. «Самому себе, государю, и детей, и домочадцев своих учити не красти, не блудити, не солгати, не оклеветати, не завидети, не обидети, на чужое не посегати, не помнити зла, не гневаться ни на кого, к старшим быти послушны и покорны, к меньшим и убогим – приветну и милостен» но Россия стала впитывать новоевропейскую культуру с XVII века, когда в Европе началась эпоха Просвещения. По сравнению с предшествующей русской мыслью, просветители - Д.С. Аничков, Я. П. Козельский, М.В. Ломоносов, Н .И. Новиков, А.Я. Поленов, В.Н. Татищев, Д.И. Фонвизин и др. Проникнуты глубокими гуманистическими идеями. Просветители выступали против схоластических построений в области морали. Добродетель - центральная нравственная категория, «хранение справедливости».

Несмотря на прогрессивный характер философских идей о нравственных ценностях эпохи Просвещения, их представление о человеке были ограничены требованиями того времени: их идеал - не свободная, всесторонне развитая личность, а достойный слуга государства.

Велика роль нравственных идей А.Н. Радищева, А.Ф. Бестужева, В.В. Попугаева, И .Д. Якушкина, В.Ф. Раевского и др. Просветителей в этических воззрениях. Русские просветители рассматривали русского человека как высшее творение природы. По мнению Н. Радищева, каждый человек - уникальный мир, среди других идей он должен найти свое особое место.

Анализ философской литературы позволяет нам сделать вывод о том, что в течение XVII-XVIII столетия под влиянием историко-культурных условий национальной и европейской жизни происходит трансформация нравственных ценностей. Несмотря на сохранение основополагающего требования к человеку - быть гражданином, служить Отечеству, принося ему в жертву свое «Я», к концу века усиливается интерес к внутреннему миру личности. Подлинным гражданином считается счастливый, свободный, достойный человек, сознательно работающий на пользу своей стране.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9

Новое в образовании:

Программа воспитания эстетической культуры школьников в условиях этнокультурно коннотированного дополнительного образования
Констатирующий эксперимент позволил выявить, что этнокультурологическая направленность педагогического процесса в учреждении дополнительного образования, сочетание основного (типового) содержания художественно - эстетического дополнительного образования детей с этнокультурным компонентом, обучение ...

Общее понятие об активном обучении
В настоящее время в системе технологического обеспечения образования (особенно в высшей школе) все чаще выделяют ряд способов активизации учебной деятельности, которые получили название методов активизации процесса обучения (МАПО). Однако более точным было бы назвать их системой способов и приемов ...

Основные функции и особенности работы педагога дополнительного образования
Для того чтобы понять мотивацию педагогической деятельности в учреждениях дополнительного образования, необходимо выяснить функции и особенности системы дополнительного образования детей, а затем особенности деятельности данной категории педагогов. Профессиональные функции — это те, которые имеют н ...

НАВИГАЦИЯ

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.eduinfluence.ru