Философские основы воспитания нравственных ценностей

Страница 5

Философия А. Камю показывает, что важнейшие истины относительно самого себя и мира, человек открывает не путем научного познания, а посредством чувства «бытие в мире». Его «Миф о Сизифе», вскрывает проблемы абсурда, в котором выделяются два неправомерных вывода из констатации абсурда. Первый из них - самоубийство, второй - «философское самоубийство». А. Камю хотел, чтобы мы все научились жить, как живет Сизиф, не отчаиваться и превозмогая судьбу, презирая ее, «водрузить» этот валун на вершину, раскрывая с максимальной ясностью ума, с пониманием выпавшего удела, что человек должен нести бремя жизни, не смиряясь с ним. Самоотдача и полнота существования важнее всех вершин, а абсурдный человек избирает бунт против всех богов. «Я бунтую, - пишет А. Камю, - следовательно, существую».

Антропологические идеи русской философии. Рассматривая вопросы становления нравственных ценностей у современных школьников, мы не можем не остановиться на выявлении концептуальных антропологических идей русской философии в разработке теории воспитания нравственных ценностей. Культурная матрица России о нравственных ценностях формировалась как за счет собственных представлений, так и посредством различного рода заимствований, подтверждая тем самым особый статус геополитического положения страны. С принятием христианства на Руси ситуация стала изменяться в сторону качественного изменения взглядов на человека и его происхождение. Основой всех основ и мерой всех вещей стало высшее духовное субстанциональное первоначало. Христианская идея на Руси была тесно связана с нравственным совершенствованием.

И.С. Пересветов, основываясь на взглядах Нила Сорского в философско-религиозной этике Максима Грека, в своих челобитных развивает учение «о правде» (морали) как справедливой форме правления. Появляется замечательное учение о жизни «Домострой», основная формула которого «вера - надежда - любовь» и «премудрость житейская». Домострой - это обращение человека к миру и людям, но не непосредственно, а через отношение к Богу.

Культура Домостроя - это культура культа, она духовна по преимуществу, раскрывала различие между добром и злом, учила жить по правде, по долгу, по-божески. Нравственные ценности Домостроя - книги Мудрости актуальны и в наше время. «Самому себе, государю, и детей, и домочадцев своих учити не красти, не блудити, не солгати, не оклеветати, не завидети, не обидети, на чужое не посегати, не помнити зла, не гневаться ни на кого, к старшим быти послушны и покорны, к меньшим и убогим – приветну и милостен» но Россия стала впитывать новоевропейскую культуру с XVII века, когда в Европе началась эпоха Просвещения. По сравнению с предшествующей русской мыслью, просветители - Д.С. Аничков, Я. П. Козельский, М.В. Ломоносов, Н .И. Новиков, А.Я. Поленов, В.Н. Татищев, Д.И. Фонвизин и др. Проникнуты глубокими гуманистическими идеями. Просветители выступали против схоластических построений в области морали. Добродетель - центральная нравственная категория, «хранение справедливости».

Несмотря на прогрессивный характер философских идей о нравственных ценностях эпохи Просвещения, их представление о человеке были ограничены требованиями того времени: их идеал - не свободная, всесторонне развитая личность, а достойный слуга государства.

Велика роль нравственных идей А.Н. Радищева, А.Ф. Бестужева, В.В. Попугаева, И .Д. Якушкина, В.Ф. Раевского и др. Просветителей в этических воззрениях. Русские просветители рассматривали русского человека как высшее творение природы. По мнению Н. Радищева, каждый человек - уникальный мир, среди других идей он должен найти свое особое место.

Анализ философской литературы позволяет нам сделать вывод о том, что в течение XVII-XVIII столетия под влиянием историко-культурных условий национальной и европейской жизни происходит трансформация нравственных ценностей. Несмотря на сохранение основополагающего требования к человеку - быть гражданином, служить Отечеству, принося ему в жертву свое «Я», к концу века усиливается интерес к внутреннему миру личности. Подлинным гражданином считается счастливый, свободный, достойный человек, сознательно работающий на пользу своей стране.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9

Новое в образовании:

Анализ школьных учебников
Хорошо известно, что, как бы ни строился школьный курс геометрии, в нем обязательно присутствуют различные методы доказательства теорем и решения задач. Среди таких методов важное место занимают такие методы, как метод геометрических преобразований, метод координат, векторный метод. Сами эти методы ...

Реализация системы упражнений при работе над однородными членами предложения в 4 классе
Для подтверждения нашей гипотезы нами было проведено опытно-экспериментальное исследование. Апробация проводилась на базе МОУ "Лицей" в 4 "Г" классе. В данном классе обучается 24 учащихся, из них 23 участвовали в опытно-экспериментальном исследовании, которое проводилось в три э ...

Новообразование – «Я сам»
Обретение растущим ребенком самостоятельности проходит через определенные этапы, сначала это физическое отделение от организма матери при рождении, затем физиологическое – путем обучения самостоятельно удовлетворять свои биологические потребности и, наконец, приобретение психологической независимос ...

НАВИГАЦИЯ

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.eduinfluence.ru