Психолого-педагогические основы воспитания нравственных ценностей у старшеклассников

Страница 2

И.Ф. Гербарт предпринял попытку разработать систему педагогической науки на основе идеалистической философии. Центральный тезис рассуждений Г. Гербарта - формирование нравственного человека, путем сдерживавающего, направляющего, нормального, взвешанного, морализаторского, увещевающего способов воздействия на личность ребенка. С прогрессивных позиций разрабатывал педагогическую теорию нравственного воспитания А. Дистервег. Он основывался на обогащении детей научными знаниями и привитии им высоких морально-нравственных качеств.

В российской педагогике также активно разрабатывались идеи нравственного воспитания. В «Поучениях» Владимира Мономаха раскрывается основной свод правил жизни, которым следовал государь и которым советовал следовать своим детям: любить свою Родину, заботиться о народе, творить добро близким, не грешить, уклоняться от злых дел, быть милостивым.

Епифаний Славинецкий и Симеон Полоцкий главными факторами нравственного воспитания считали пример родителей и учителей, учили правилам поведения детей в семье, в школе, общественных местах.

Заметный след в российской педагогике оставили М.В. Ломоносов, И.И. Бецкой, Ф.И. Янкович, Н.И. Новиков. В частности Н. И. Новиков, издавал первый в России журнал, ориентированный на воспитание нравственных добродетелей (ценностей) «Детское чтение для сердца и разума». Он считал, что у детей надо воспитывать уважение к труду, доброжелательность и сострадание к людям.

А.А. Прокопович-Антоновский высочайшей ценностью называет нравственность, которая достигается просвещением ума и образованием сердца.

Педагоги-революционеры - В.Г. Белинский, А.И. Герцен, Н.А. Добролюбов, Д.И. Писарев, Н.Г. Чернышевский, являясь единомышленниками, уделяли большое внимание нравственному воспитанию ребенка. В.Г. Белинский считал важнейшей стороной нравственного воспитания - формирование общественного деятеля.

А. И. Герцен придавал большое внимание предоставлению условий для свободного развития личности. Н.Г. Чернышевский и Н. А. Добролюбов развивали идею разумного требования, чтобы молодые люди вырослиидейными и руководствовались в своих поступках любовью к истине и справедливости.

В 1856г. в статье «Вопросы жизни» Н.И. Пирогов сформировал главный принцип нравственного воспитания: «нравственность можно улучшить только нравственным путем, с помощью нравственных мер».

К.Д. Ушинский дальше развил идеи Н.И. Пирогова о воспитании и предпринял попытку раскрыть механизмы формирования нравственного мира ребенка. Он писал: «Мы смело высказываем убеждение, что влияние нравственное составляет главную задачу воспитания, гораздо более важную, чем развитие ума вообще, наполнение головы познаниями и разъяснение каждому его личных интересов». Нравственное воспитание, по мнению К.Д. Ушинского, должно развивать в ребенке гуманность, честность и правдивость, трудолюбие, дисциплинированность и чувство ответственности, чувство собственного достоинства, сочетаемое со скромностью. По его мнению нравственность духовна, и потому она добродетельна.

Особое место в исследовании занимает русская религиозная педагогика - (И.С. Адреевский, Н.А. Бердяев, П.В. Вахтеров, В.В. Зеньковский, Н.О. Лосский, В.В. Розанов, С.Л. Франк и др.). В качестве основной ценности образования ими обоснован нравственный смысл жизни.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Новое в образовании:

Роль, функции классификации при формировании понятий
В организации учебной деятельности младших школьников в процессе формирования математических понятий особую роль играет прием классификации. Для того чтобы решать вопрос о принадлежности предмета к данному понятию учащиеся должны уметь дифференцировать признаки на существенные и несущественные, нео ...

Анализ работы по развитию творческого воображения в изобразительной деятельности у детей с задержкой психического развития
Таблица 9. Анализ полученных результатов учащихся 2б класса по методике «Несуществующее животное» № п/п Имя учащегося Уровень творческого воображения 1 2 3 1. Тима М. 1 2. Игорь П. 1 3. Даяна Б. 2 4. Виталик С. 1 5. Дима Я. 1 6. Артем К. 1 Анализ результатов: 83,3% учащихся имеют I уровень; 16,6% у ...

Возможности внеурочной деятельности ознакомления с окружающим миром для развития теоретического мышления младших школьников
Экскурсии - один из видов занятий и основная форма организации работы по экологическому воспитанию, одна из трудоёмких и сложных форм обучения. Проводятся экскурсии вне дошкольного учреждения. Это своего рода занятия под открытым небом. Преимущество экскурсий в том, что они позволяют в естественной ...

НАВИГАЦИЯ

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.eduinfluence.ru