Жизнетворчество предполагает открытость детской жизни для сострадания, взаимопомощи, добрых дел, акций милосердия, заботы о близких, коллективного труда для других людей. Нравственное воспитание, по мнению Е.В. Бондаревской, не является только сферой интересов личности, ее собственного развития. В нем сталкиваются и взаимодействуют интересы личности, семьи, общества, государства.
В этой связи его основной вопрос состоит в том, чтобы научить детей жить, сочетая интересы собственной жизни, семьи, общества, государства. Однако, как считает ученый, интересы саморазвития школьника должны быть поставлены на первый план. В этой связи, по нашему мнению, актуализируется идея о воспитании нравственных ценностей как нравственных императивов, критерия самооценки и саморегуляции поведения. Е.В. Бондаревская определяет нравственное воспитание как становление нравственных ценностей на основе образования, развития и саморазвития жизненного опыта и его осмысление усилиями самого воспитанника.
Таким образом, нравственное воспитание понимается как целенаправленный, организованный, педагогически управляемый процесс нравственного развития личности в коллективе, выполняющий ведущую роль в формировании ее нравственного сознания и обеспечивающий его единство с поведением. По своему существу это процесс становления школьника как целостной личности, субъекта нравственных отношений и моральной практики, в ходе которого развиваются и обращаются на пользу общества его творческие силы и способности, формируется его духовный мир и качества, необходимые для деятельности и общения в коллективе.
Нам представляется интересной позиция С.В. Кульневича по проблемам воспитания нравственных ценностей. По его взглядам, воспитание становится нравственным, если оно обращено к гуманному, т. е. человеческому началу в ученике. По мнению С. В. Кульневича, главные нравственные ценности: это то, что определяет духовную основу личности - субъектность, совесть, душа, переживание смыслов, сознание, его личностные структуры, личностные функции, личностный опыт.
Т.И. Власова, развивая идеи Е.В. Бондаревской, обращает внимание на становление духовности личности. Она трактует воспитание духовности как «вектор направленности личности», а нравственность - как границу личностного проявления человека в разных ситуациях. Основу нравственных ценностей личности Т.И. Власова видит в воспитании: Добра, Красоты, Истины. Добро является показателем духовно-нравственного развития индивидуальности ребенка во благо человека и общества; Красота предстает как гармония проявления индивидуальных качеств и способности личности; Истина выступает гарантией индивидуальной творческой самореализации в общей структуре социальной справедливости.
Заслуживает внимания исследование З.И. Равкина, являющегося итогом конструктивно-генетического подхода. Им выделены четыре группы ценностей, имеющих гуманистическую направленность.
Среди них - нравственные ценности (честь и личное достоинство ученика, его право быть субъектом педагогического процесса, этические стимулы и мотивы овладение знаниями, патриотизм и гражданственность, уважение к труду и людям труда, этика поведения и обучения, взаимопомощь и готовность к сотрудничеству).
Важной проблемой в воспитании нравственных ценностей является вопрос о раскрытии механизма их формирования у учащихся.
Новое в образовании:
Становление мировоззрения личности подростка
Интенсивное формирование личности в подростковом возрасте делает этот процесс достаточно благоприятным для овладения диалектико-материалистической концепцией мира. Изучая систематические курсы основ наук, подростки совершают более глубокий анализ предметов и явлений реальной действительности, наход ...
Коммуникативная компетентность – как одна из ключевых
компетентностей
По мнению ряда психологов можно говорить о коммуникативной культуре личности как о системе качеств, включающей: творческое мышление (нестандартность, гибкость мышления, в результате чего общение предстает как вид социального творчества); культуру речевого действия (грамотность построения фраз, прос ...
Дидактический материал, позволяющий знакомить детей с дробями
1. Математическая пирамида "Сложение" (серия "Дроби"). В серию «Дроби» входят две пирамиды для наглядного изучения долей целого числа и тренировки навыков сложения дробей. В наборе "Доли целого" дробь изображается как часть прямоугольного, или круглого, торта. Пирамиду ...