Психолого-педагогические основы воспитания нравственных ценностей у старшеклассников

Страница 7

В качестве механизмов формирования личностного образования называют поиск (Г.И. Щукина), оценку (М.Г. Казакина), выбор (Л.А. Йовайша), проекцию (Е.И. Головаха), самоактуализацию личности (О.В. Ивановская), обобщенный ценностный механизм формирования социально значимых ценностей «поиск-оценка-выбор-проекция» (А.В. Кирьякова); эмоционально-ценностный механизм воспитания духовно-нравственных ценностей «восприятие-означивание-оценивание - выбор-присвоение» (В.В. Николина). Для нашего исследования наиболее значим процесс воспитания нравственных ценностей с учетом научной концепции В.В. Николиной. Выделенные ею пять этапов связаны с воспитанием духовно-нравственных ценностей у учащихся, позволяют в полной мере обеспечить их присвоение.

Взаимосвязанные этапы процесса становления духовно-нравственных ценностей одновременно включают деятельность познавательного, эмоционального и волевого характера. С одной стороны, их становление обращено на свою смысловую сферу, на собственное «Я», а с другой - на смыслотворческие акты постижения мира принятие ценностей.

Для нашего исследования важны взгляды Н.Е. Щурковой, которая выделяет три фактора, влияющие на становление ценностей в воспитательном процессе, «выбор-ориентация-проживание».

- демонстрация ценностного выбора, когда, стоя перед альтернативой, учащиеся «избирают добро, истину и красоту во всех проявлениях - вопреки злу, лжи, уродству»;

ценностно-ориентированная деятельность, когда воспитанник, взаимодействуя с миром, производит оценку взаимодействия для собственной жизни как таковой;

проживание воспитанниками ценностных отношений во взаимодействии с окружающей действительностью.

Н.Е. Щуркова предлагает «огрубленный вариант пирамиды наивысших ценностей», включающий следующие нравственные ценности: свободу, счастье, совесть, равенство, справедливость, братство, труд, познание, общение, игру, добро, истину, красоту, жизнь, природу, общество.

Вершину пирамиды составляет человек, как ценность и самоценность жизни.

В исследованиях (В.Г. Воронцова, М.Г. Казакина, А.В. Кирьякова, Н.А. Коростелева, Л.П. Разбегаева) указывается, что ценности выполняют регулирующую функцию в жизнедеятельности людей, обладают самостоятельным смыслом и поэтому образуют целый пласт в культурном наследии, определяют особенности мировоззрения. Именно в силу данного признака ценности, они напрямую связаны с нравственным воспитанием и образуют особую группу нравственных ценностей. Исходя из анализа педагогической литературы, следует выделить основные особенности нравственных ценностей:

нацелены на воспитание ядра личности (Т.И. Петракова);

основаны на личностном опыте (Е.В. Бондаревская, З.И. Васильева);

обращены к целостному человеку - его разуму, воле, чувствам;

представляют собой совокупность общих принципов поведения человека по отношению друг к другу, природе, обществу, во имя добра «во благо, что честно, и полезно, чего требует от нас долг человека, гражданина, семьянина» (В.И. Даль);

нравственные ценности усиливают свое значение в регулировании все усложняющихся человеческих отношений.

В. И. Андреев понятие нравственные ценности рассматривает через идеал, включающий в себя:

представления о наиболее позитивной, привлекательной для нас модели личности;

Страницы: 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12

Новое в образовании:

Профилактические мероприятия в ДОУ
Профилактические мероприятия, направленные на предупреждение и снижение детского травматизма, в детском саду проводятся целенаправленно. Было выявлено, что каждой возрастной группе присущи свои наиболее типичные причины повреждений и травмогенные ситуации. Так, различные колющие и режущие предметы ...

Однородность различных членов предложения и средства связи при них
Однородность членов предложения - это синтаксическое явление, которое не вытекает непосредственно ни из морфологических условий, ни из семантических, хотя и зависит от них. П.А. Лекант указывает, что однородные члены предложения являются наиболее регулярной и активной разновидностью сочиненных комп ...

Развитие идентичности
Процесс развития идентичности Э. Эриксон понимает как одновременно интеграцию и дифференциацию различных взаимосвязанных элементов (идентификаций). Всякий раз, когда возникают какие-либо изменения – биологические или социальные, - необходимы интегрирующая работа эго и переструктурирование элементов ...

НАВИГАЦИЯ

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.eduinfluence.ru