В качестве механизмов формирования личностного образования называют поиск (Г.И. Щукина), оценку (М.Г. Казакина), выбор (Л.А. Йовайша), проекцию (Е.И. Головаха), самоактуализацию личности (О.В. Ивановская), обобщенный ценностный механизм формирования социально значимых ценностей «поиск-оценка-выбор-проекция» (А.В. Кирьякова); эмоционально-ценностный механизм воспитания духовно-нравственных ценностей «восприятие-означивание-оценивание - выбор-присвоение» (В.В. Николина). Для нашего исследования наиболее значим процесс воспитания нравственных ценностей с учетом научной концепции В.В. Николиной. Выделенные ею пять этапов связаны с воспитанием духовно-нравственных ценностей у учащихся, позволяют в полной мере обеспечить их присвоение.
Взаимосвязанные этапы процесса становления духовно-нравственных ценностей одновременно включают деятельность познавательного, эмоционального и волевого характера. С одной стороны, их становление обращено на свою смысловую сферу, на собственное «Я», а с другой - на смыслотворческие акты постижения мира принятие ценностей.
Для нашего исследования важны взгляды Н.Е. Щурковой, которая выделяет три фактора, влияющие на становление ценностей в воспитательном процессе, «выбор-ориентация-проживание».
- демонстрация ценностного выбора, когда, стоя перед альтернативой, учащиеся «избирают добро, истину и красоту во всех проявлениях - вопреки злу, лжи, уродству»;
ценностно-ориентированная деятельность, когда воспитанник, взаимодействуя с миром, производит оценку взаимодействия для собственной жизни как таковой;
проживание воспитанниками ценностных отношений во взаимодействии с окружающей действительностью.
Н.Е. Щуркова предлагает «огрубленный вариант пирамиды наивысших ценностей», включающий следующие нравственные ценности: свободу, счастье, совесть, равенство, справедливость, братство, труд, познание, общение, игру, добро, истину, красоту, жизнь, природу, общество.
Вершину пирамиды составляет человек, как ценность и самоценность жизни.
В исследованиях (В.Г. Воронцова, М.Г. Казакина, А.В. Кирьякова, Н.А. Коростелева, Л.П. Разбегаева) указывается, что ценности выполняют регулирующую функцию в жизнедеятельности людей, обладают самостоятельным смыслом и поэтому образуют целый пласт в культурном наследии, определяют особенности мировоззрения. Именно в силу данного признака ценности, они напрямую связаны с нравственным воспитанием и образуют особую группу нравственных ценностей. Исходя из анализа педагогической литературы, следует выделить основные особенности нравственных ценностей:
нацелены на воспитание ядра личности (Т.И. Петракова);
основаны на личностном опыте (Е.В. Бондаревская, З.И. Васильева);
обращены к целостному человеку - его разуму, воле, чувствам;
представляют собой совокупность общих принципов поведения человека по отношению друг к другу, природе, обществу, во имя добра «во благо, что честно, и полезно, чего требует от нас долг человека, гражданина, семьянина» (В.И. Даль);
нравственные ценности усиливают свое значение в регулировании все усложняющихся человеческих отношений.
В. И. Андреев понятие нравственные ценности рассматривает через идеал, включающий в себя:
представления о наиболее позитивной, привлекательной для нас модели личности;
Новое в образовании:
Процесс воспитания как система
Основой процесса воспитания является деятельность ученика как субъекта в разных видах и формах. Генетически исходной является внешняя, предметная деятельность, которая порождает все виды внутренней психической деятельности. Общую психологическую структуру деятельности характеризуют действия и опера ...
Индивидуальный график работы и личный дневник
1 день практики В этот день произошло знакомство с лагерем, преподавательским составом, режимными моментами, знакомство с детьми. Меня поставили на отряд в котором возраст детей составляет от 10 до 13 лет. Ребята ко мне отнеслись настороженно. Большинство детей было из одного класса. Я представилас ...
Особенности нарушений речи у детей с задержкой психического развития
У детей с ЗПР отмечается замедленный темп речевого развития и большая распространённость нарушения речи. У детей с ЗПР имеют место все нарушения речи, наблюдающиеся у детей с нормальным интеллектом. Наиболее распространённым является нарушения звукопроизношения и нарушения письменной речи (дислекси ...