В концепции Т.Е. Конниковой и ее учеников, нравственное воспитание личности осуществляется как последовательное усвоение ребенком общественных норм и нравственных принципов, принятых в обществе и объективно представляющих для учащихся соответствующий нравственный образец для становления нравственных ценностей. Значение работ Т.Е. Конниковой состоит в том, что исследуя роль коллектива в нравственном формировании личности школьника,она выделяет в качестве условия главного значение нравственных образцов - ценностей. По ее мнению, необходимо так построить от-ношения детей с окружающими, такорганизовать их общение и деятельность, чтобы дети постоянно жили в системе отношений, соответствующих нравственным ценностям.
З. И. Васильева развивая идеи Т. Е. Конниковой о нравственной направленности личности, выделяет следующие практические аспекты проявления нравственной направленности: деловой (ответственное отношение учащихся к учению), гуманистический (отзывчивость, доброжелательность, готовность к помощи, эмпатия, радость за успехи товарищей); коллективистический (коллективная ответственность в учении в сочетании с общественной активностью, положительное отношение к сотрудничеству, поиск совместных решений). В исследованиях З. И. Васильевой нам представляется ценным то, что автор выводит понятие нравственности за рамки мотивов и связывает его с такими интегральными характеристиками целостной личности, как убеждения, нравственная позиция в коллективе, гуманитарные отношения. З.И. Васильева, одной из первых, в исследованиях приходит к выводу о том, что при воспитании нравственных ценностей старшеклассникам необходима деликатная педагогическая поддержка. Ею выявлено, что учебная деятельность является источником нравственных ценностей. Раскрывая проблему о воспитании нравственных ценностей, следует подчеркнуть, что в большинстве исследований воспитание нравственных ценностей рассматривается в качестве важнейшей цели воспитания личности (Б.Г. Битинас, Е.В. Бондаревская, З.И. Васильева, Б.Т. Лихачев, И.С. Марьенко, Л.И. Новикова, И.М. Таланчук). В теории и практике нравственного воспитания выявились принципиально новые позиции в решении проблемы «коллектив и личность» в плане повышения статуса личности (А. Т. Куракин, Л.И. Новикова, Б. Т. Лихачев).
Рассматриваемый период характеризуется личностно-ориентиованным подходом в воспитании.
Методологическим ориентиром нашего исследования являются идеи Е.В. Бондаревской. Она считает, что нравственное воспитание личности носит базовый характер в современном воспитании. Нравственное воспитание развертывается как творение человеком себя, создание мира человека, как культурное творчество, как улучшение, культурное преобразование социума. По ее мнению, познание и проживание нравственных императивов должно составлять единую преемственную линию воспитания с первого по выпускной класс.
Важное место в исследованиях Е.В. Бондаревская уделяет нравственному сознанию, которое она рассматривает с ценностных позиций, как процесс отражения и присвоения норм общественной морали, выраженных в нравственных представлениях, понятиях, принципах, законах, и выработке на их основе системы нравственных взглядов, чувств, отношений и убеждений, выступающих в качестве критериев нравственной оценки, самооценки и механизмов саморегуляции поведения. Значимым для нашего исследования является положение о том, что нравственная направленность личности, в результате которой происходит присвоение нравственных ценностей, осуществляется в единстве с жизнью учащихся (в жизнетворчестве).
Новое в образовании:
Психолого-педагогическое обоснование использования ресурсов
В настоящее время многие школы оснащены компьютерными классами, и у учителей появилась возможность использовать современную технику на уроке. Использование компьютера при обучении позволяет создать информационную обстановку, стимулирующую интерес и пытливость ребёнка. Компьютер становится электронн ...
Обучение малыша
Представляя важность второго года жизни для последующего психического и умственного развития человека, родители должны: Совершенствовать сенсорные способности ребенка во время игры, коротких специальных занятий, а также в повседневной жизни, знакомя его со свойствами предметов, в первую очередь, с ...
Процесс и основные результаты
опытно-экспериментальной работы по воспитанию классным руководителем
нравственных ценностей у
старшеклассников
Опытно-экспериментальную работу мы рассматриваем как целостный процесс, включающий комплекс методов исследования, который обеспечивает научную, объективную и доказательную проверку правильности обоснованной в начале исследования гипотезы. Задачами опытно-экспериментальной работы явилось: изучить со ...