Уровни, критерии и показатели эстетической культуры школьников

Страница 1

Для того чтобы определить исходный уровень эстетической культуры школьников и отследить в динамике процесс эстетического воспитания в условиях учреждения дополнительного образования необходимо уточнить уровни, критерии и показатели эстетической культуры школьников.

Учреждение дополнительного образования детей располагает большими возможностями, способствующими становлению эстетической воспитанности ребенка средствами этнокультурной коннотации. Исходя из научных идей и концепций этнокультурно коннотированного образования, мы сформулировали требования, предъявляемые к педколлективу учреждения дополнительного образования детей, осуществляющему воспитание эстетической культуры школьников: стремиться понимать и принимать ребенка таким, какой он есть; знать и учитывать возрастные и индивидуальные особенности ребенка; видеть и воспитывать в нем представителя конкретного этноса, носителя родной национальной культуры, и в то же время, полноценного члена цивилизованного мультикультурного общества; формировать эстетические потребности ребенка, развивать всеми доступными средствами его эстетические вкусы и способствовать формированию у него эстетического сознания. На наш взгляд, исходя из вышеперечисленных требований, должны определяться уровни, критерии и показатели эстетической воспитанности школьников в условиях этнокультурно коннотированного дополнительного художественно-эстетического образования.

Особенности и акцентуации в эстетическом воспитании школьников обусловлены, прежде всего, их возрастными изменениями. Поступление в школу знаменуется для ребенка переходом на новый уровень познавательного и личностного развития. В этот период развивается мотивация достижения успехов, формируется адекватная самооценка, определяются общие и специальные способности. Изменяется система взаимоотношений ребенка с окружающими людьми, что обусловлено укреплением его внутренней позиции. Происходит переход от нравственного релятивизма – к пониманию относительности существующих норм (по теории Ж. Пиаже). Далее, в подростковом возрасте главными мотивационными линиями, связанными с активным стремлением к личностному самосовершенствованию, становятся самопознание, самовыражение и самоутверждение (Р.С. Немов). На протяжении всего периода школьного возраста продолжается процесс формирования и развития самосознания ребенка, происходит формирование личностных ценностей.

Для отечественной педагогики и психологии характерен оптимистический взгляд на духовно-творческие возможности школьников, которые непосредственно связаны с потребностью в идеале, красоте. Учитывая данные экспериментальной психологии, согласно которым становление «я» школьника, подростка, происходит в экстремальных условиях «кризиса идентичности», преодоления «эгоцентризма детского мышления» и т.д., мы соглашаемся с мнением М.А. Верба, что нет серьезных оснований считать эти проблемы фатальными, поскольку они в известной мере могут быть сглажены и разрешены с помощью педагогической поддержки.

В каждом возрасте возникает определенная совокупность обстоятельств, обусловливающих воспитание и развитие личности. Детский и подростковый возраст характеризуется повышенной восприимчивостью к усвоению нравственно-эстетических требований и норм. Это позволяет педагогу своевременно заложить фундамент нравственно-эстетического воспитания, основой которого является формирование гуманистических отношений и взаимоотношений детей, опора на чувства, на эмоциональную отзывчивость. Школьники очень восприимчивы, чувствительны, непосредственны. И позиция педагога должна состоять в том, чтобы, используя эти возрастные особенности, воспитывать в детях нравственные качества и эстетические чувства. Несмотря на различные оппозиционные тенденции подростковой и молодежной субкультуры, критическое и даже негативное отношение ее носителей к классике, современные школьники все же вполне расположены к усвоению настоящих художественно-эстетических ценностей. В исследованиях М.А. Верба дан анализ запросов выпускников петербургских гимназий, который показывает, что увлечение новейшими изысками рок-музыкантов, регулярное посещение ночных дискотек, поклонение эстрадным кумирам сочетается у многих с устойчивым интересом к серьезной музыке, театру, классической литературе. Для современных школьников характерны значительные колебания в темпах эстетического становления. В одних и тех же возрастных группах, школах и даже классах можно встретить различные уровни художественного развития, при этом качество эстетической воспитанности и образованности от класса к классу заметно не повышается, а в некоторых случаях имеет место его снижение. Дает о себе знать потребность школьников в красоте и недостаток у них специальной подготовки к полноценному восприятию эстетических объектов и участию в художественно-творческой деятельности. Следствием этого является дисгармоничность развития отдельных сторон эстетической культуры (интересуется живописью, но слабо разбирается в музыке; обладает обширным кругом знаний по искусству, но не компетентен в вопросах эстетики труда, поведения и быта и т.п.). Обнаруживает себя и явное расхождение между эстетическим образованием, получаемым в учреждениях образования, и опытом, стихийно приобретаемым за их стенами.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Новое в образовании:

Планы-конспекты занятий по дисциплине «Конструирование и производство автотракторной техники»
План-конспект занятия на тему «Передний ведущий мост автомобиля» Занятие 1. Дата проведения Тема занятия: Передний ведущий мост автомобиля Цели занятия: Обучающая: Дать понятие о переднем ведущем мосте автомобиля. Воспитательная: Воспитать трудолюбие и самостоятельность. Развивающая: Развитие позна ...

Развитие речевого аппарата
Второй год жизни является периодом становления и быстрого развития речи. С года до года и шести-восьми месяцев ребенок учится понимать речь, а во второй половине второго года жизни быстро увеличивается его словарный запас, совершенствуется его активная речь. Если для годовалого ребенка слова взросл ...

Понятие однородности в аспекте членов предложения
В лингвистической литературе дается различные определения однородным членам предложения. Е.М. Галкина-Федорук называет однородными членами предложения - синтаксически одинаковые члены, связанные друг с другом сочинительной связью. Подобное определение мы встречаем у Э.И. Борисоглебской (1990: 339). ...

НАВИГАЦИЯ

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.eduinfluence.ru