Педагогические условия успешного воспитания нравственных ценностей в деятельности классного руководителя

Страница 5

Взаимосвязь указанных блоков влияет на развитие нравственных ценностей учащихся, помогает в работе классного руководителя приблизить к себе школьников, проникнуть в их внутренний мир, повышая духовные усилия в усвоении нравственных ценностей и углубляя процесс духовной эволюции воспитанников. Анкетирование 120 учащихся, использующих тетради «Доверия», показало, что 93% школьников проявляют глубокий личностный интерес при работе с ними. Особенно интересуют учащихся страницы, направленные на изучение своего «Я», черт характера, своих склонностей, интересов.

Если степень доверия у учащихся к классному руководителю высокая, они с большим удовольствием работают по разделам: «прошу совета», «мысли, подсказки, советы», «пожелания», «мои наблюдения», «мои сокровенные тайны».

Анализ результатов опроса учащихся показал высокий уровень заинтересованности такого психотерапевтического общения. Приводим выдержки ответов учащихся. Галина Г.: «Наши тетради «Доверия» помогли мне осознать многие общественные проблемы, научили меня рассуждать, анализировать изменения, происходящие во мне, помогли мне стать лучше и чище. Спасибо Вам!» Анна А.: «Тетради «Доверия» помогли мне посмотреть на себя со стороны, найти пути самовоспитания и самопознания. Низкий вам поклон.» Ирина С.: «Тетради «Доверия» раскрыли мне меня. Я узнала себя с лучшей стороны и повысила свою самооценку».Елена С.: «Тетрадь стала моим другом. Только тетради я доверяла свои тайны и получала от классного руководителя и психолога полезные советы». Сталислав Р. «Тетради «Доверия» здорово раскрепостили меня. Научили анализировать события, научили внутреннему диалогу».

Классные руководители в экспериментальных школах высоко оценили появление тетрадей «Доверия». По их отзывам тетрадь «принесут огромную пользу во взаимодействии с учащимися и помогут молодым классным руководителям систематизировать свою деятельность, целенаправленно влияя на интеллектуальное, эмоциональное и личностное здоровье школьников».

Другим важным педагогическим условием воспитания у старшеклассников нравственных ценностей являются создание нравственных личностных ориентированных ситуаций, ориентированных на успех. Исследование показало, что педагогически созданная и грамотно подготовленная нравственно-личностно-ориентированная ситуация успеха выполняет функции воспитания нравственных ценностей всех субъектов деятельности и укрепляет связи с объектами и субъектами окружающего мира, помогает раскрыть положительные стороны личности учащегося и вселить веру в свои способности и возможности. Создание нравственных личностно-ориентированных ситуаций, ориентированных на успех, мы основываем на исследованиях В.В. Николиной, В.В. Серикова, Н.Е. Щурковой о личностно-ориентированной ситуации.

Разрешение личностно-ориентированных ситуаций актуализирует у учащихся такие качества личности, как готовность действовать с учетом позиции другого, брать на себя инициативу в решении проблемы, переводить конфликтную ситуацию в диалог путем анализа ее причин и выработки общего взгляда, уметь прислушиваться к чужому мнению, чувствовать эмоциональный настрой собеседника.

Вслед за В. В. Николиной мы включаем в структурную модель нравственной личностно-ориентированной ситуации успеха 4, взаимосвязанных между собой компонента: субъектный, содержательный, процессуальный, ценностно-ориентированный. Субъектный компонент включает субъектов деятельности: классного руководителя и ученика. Следует учитывать, что каждый участник ситуации является носителем а) социальной роли; б) отношений к другому; в) целей (намерений). У учащихся возникает потребность в личностном саморазвитии, она вызывает у него положительную эмоциональную реакцию: у него возникает желание, опираясь на собственный опыт разрешить ситуацию.

Разрешая ситуацию, ученик перестраивает свои отношения, ценности, вырабатывает свою позицию. Содержательный компонент представляет собой трансформацию нравственной проблемы в эмоциональное отношение, что вызывает эмоциональный отклик у учащихся. Процессуальный компонент личностно-ориентированной ситуации включает: воспитательные задачи с личностным контекстом. Контекстовость позволяет создавать следующие виды ситуации, приближенные к естественной жизнедеятельности старшеклассника (жизненно-практические задачи, выбор нравственной стратегии деятельности, сотрудничества).

Ценностно-ориентационный компонент представлен позицией личности. Позиция представляется в соответствующем нравственном поведении и поступках. Нравственные личностно-ориентированные ситуации реализуются в форме переживания, смыслотворчества, рефлексии, с выработкой собственной позиции в ситуациях поиска, диалога, что приобретает ценность для воспитуемого.

Создание нравственных личностно-ориентированных ситуаций обеспечивалось рядом операций: скрытой инструкцией, авансированием в адрес ученика, усилением мотивации, инструментовкой персональной исключительности воспитанника в данной ситуации деятельности, положительным подкреплением, педагогическим внушением. Последняя операция, заимствованная из психотерапии, медицинской психологии, лечебной педагогики, выполняла важную роль.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Новое в образовании:

Основные функции и особенности работы педагога дополнительного образования
Для того чтобы понять мотивацию педагогической деятельности в учреждениях дополнительного образования, необходимо выяснить функции и особенности системы дополнительного образования детей, а затем особенности деятельности данной категории педагогов. Профессиональные функции — это те, которые имеют н ...

Проведение формирующего эксперимента для подростков с нарушенным интеллектом
Эксперимент в группе проходил в течении пяти дней, три дня на катастрофу и два дня на акционерное общество. Первая игра «Катастрофа на воздушном шаре». День первый: терпим крушение и высаживаемся на необитаемый остров. Условия климата, местонахождения и время спасения устанавливается экспериментато ...

Любовь как этический принцип педагогики
Многих из нас не так давно заинтересовал вопрос: «Почему дети разных стран одинаково любят книги про Гарри Поттера?» Как всякий проект массовой культуры, сопровождаемый агрессивной рекламой, романы Джоан Ролинг встречают неприятие. Но для того, чтобы оценить этический заряд этих книг, нужно попробо ...

НАВИГАЦИЯ

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.eduinfluence.ru