Педагогические условия успешного воспитания нравственных ценностей в деятельности классного руководителя

Страница 4

Основными принципами обеспечения педагогической поддержки по воспитанию нравственных ценностей старшеклассников являются: согласие старшеклассника на помощь и поддержку; опора на наличные силы и потенциальные возможности личности; вера в эти возможности; ориентация на способность ученика самостоятельно преодолевать препятствия; совместность, сотрудничество, содействие; конфиденциальность (анонимность); доброжелательность и безоценочность; безопасность, защита здоровья, прав, человеческого достоинства; реализация принципа «Не навреди»; рефлексивно-аналитический подход к процессу и результату.

Педагогическая поддержка - категория нравственная, так как речь идет о педагогической помощи растущему человеку, развивающейся личности, ее способности к адаптации и социализации в обществе, о самоопределении и самореализации, о выстраивании взаимоотношений в мире взрослых. Педагогическая поддержка признается ценной, если она деликатна, тактична, грамотна, своевременна, адресна и дозирована, повседневна и экстренна, но главное, если она во всех случаях в полной мере выполняет свое обучающее, воспитывающее и развивающее предназначение, работает на перспективу.

Опираясь на исследования О .С. Газмана и других ученых, основными видами педагогической поддержки в рамках нашего исследования являются: инструментовка на нравственный свободный выбор; концентрация на положительное; создание ситуаций успеха. Главное направление инструментовки - развитие субъектности воспитанника, умения осознавать им свое поведение и на основе этого нести ответственность за самого себя и свои действия. При этом опора производится на сознание, а не на подавление старшеклассника.

Опираясь на исследования Т.В. Анохиной, О.С. Газмана, Д.В. Григорьева, нами разработана с учетом взаимодействия классного руководителя и старшеклассников в педагогической поддержке по воспитанию нравственных ценностей поэтапная модель педагогической поддержки как ценностно-ориентированной стратегии воспитания старшеклассников.

На первом этапе классный руководитель акцентирует внимание старшеклассников на нравственной проблеме, требующей осмысления, обнаружения в ней личностного смысла. Обнаружение нравственной проблемы осуществляется на основе раскрытия многообразия многоуровневого мира культурных ценностей: мир ценностей искусства (литература, музыка, кино), мир повседневной культуры взаимодействия старшеклассников с другими людьми.

Второй этап педагогической поддержки по воспитанию нравственных ценностей связан с поиском собственного понимания нравственной проблемы. На этом этапе классный руководитель ориентирует учащихся на нравственную направленность (во благо, во имя добра) для становления гуманистических, экзистенциальных нравственных ценностей.

Третий этап - диалогический, направлен на поиск своей позиции среди других (Прав ли я? Как должно?) сверстников. Следует подчеркнуть, что взаимодействие на этом этапе возможно только в со- бытие «как объединений людей на основе общих ценностей и смыслов». Мы вслед за Д.В. Григорьевым, исследующим влияние педагогической поддержки на поиск старшеклассниками ценностных смыслов жизни, утверждаем, что важнейшим условием общения является позиция воспитателя, способного понимать, принимать и признавать. На этом этапе ученик имеет свою нравственную позицию среди других, сравнивает ее, реализуя тем самым нравственные ценности.

Четвертый этап - рефлексивный, связан с анализом совместной деятельности по решению нравственной проблемы. Этот этап объясняется незавершенностью диалога, готовностью учащихся к дальнейшему обмену ценностями. Роль классного руководителя ограничивается предоставлением старшеклассникам самим определиться в своем отношении к нравственной ценности.

С учетом поэтапной модели педагогической поддержки нами разработана тетрадь «Доверие». Одним из основных педагогических условий воспитания нравственных ценностей у старшеклассников является взаимодействие учащихся и классного руководителя через созданные нами тетради «Доверия». Тетради «Доверия» побуждают к индивидуальной рефлексии субъектов воспитательной системы класса. Назначение тетрадей «Доверия» - доверительная переписка, деловой «разговор», философское осмысление нравственных ценностей, жизненных смыслов, взаимное доверие и помощь в разрешении возникших проблем.

Главная цель тетради - снять излишнее напряжение, «облегчить душу», найти и сделать правильный выбор. Тетрадь «Доверия», выполняет корректирующую и регулирующую функцию в работе классного руководителя по воспитанию нравственных ценностей. Тетрадь включает в себя следующие блоки: гносеологический (познавательный); аксиологический (ценностный); коммуникативно-психологический; блок самореализации; рефлексивный.

Гносеологический блок направлен на конструирование заданий, связанных с аргументацией самостоятельности суждений и действий; проявлением активности и привлекательности той или иной учебной дисциплины; формированием ценностно-деятельностных идей и решений, осознание мировоззренческих убеждений и чувств. Аксиологический блок включает экзистенционально-нравственное отношение к себе, окружающим людям (сверстникам, родителям, значимым людям); рефлексивные задания, ранжирование ценностей, выбор приоритетных моральных качеств и волевых черт характера, формирование в сознании системы нравственных ценностей. Коммуникативно-психологический блок связан с конструированием заданий, позволяющих школьникам осуществлять тесное взаимодействие друг с другом, получение жизненного опыта для самоопределения; через включенные странички «Разговор по душам», «Пойми меня», «Познаю себя». Данный блок раскрывает причины плохого самочувствия, помогает в разрешении личностных проблем, изучение своих интересов и склонностей, особенностей темперамента, эмоционального состояния. Блок самореализации связан с созданием заданий, позволяющих учащимся найти свое «общественное лицо», развить лидерские качества; составление плана действий собственного самосовершенствования, самовоспитания, саморазвития; устранение недостатков черт характера, мешающих процессам самоактуализации личности. Рефлексивный блок раскрывается в заданиях по созданию проектов улучшения собственного самочувствия, поиска смысла жизни, корректирующих заданий, понимание и анализ стратегий своего поведения и ценностно-нравственной деятельности.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Новое в образовании:

Программа диагностики формирования коммуникативных универсальных учебных действий
Мы построили программу исследования на основе методик под названием «типовые задачи» предложенные ведущими отечественными учеными А.Г.Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская. Также для доказательства гипотезы учащиеся были распределены на экспериментальную группу 48 детей (1»а», 1»б») и контроль ...

Методика изучения симптоматики нарушений функций словообразования у детей с ЗПР
Методика исследования словообразования рассчитана на детей старшего дошкольного возраста. При разработке методики исследования словообразования у дошкольников были использованы материалы Р.И. Лалаевой, Н.В. Серебряковой, Г.А. Волковой. Речевой материал подобран с учётом программы детского сада. Все ...

Программа воспитания эстетической культуры школьников в условиях этнокультурно коннотированного дополнительного образования
Констатирующий эксперимент позволил выявить, что этнокультурологическая направленность педагогического процесса в учреждении дополнительного образования, сочетание основного (типового) содержания художественно - эстетического дополнительного образования детей с этнокультурным компонентом, обучение ...

НАВИГАЦИЯ

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.eduinfluence.ru