Второй этап включает выбор обсуждения формы проведения творческого отчета классным руководителем совместно с детьми и родителями. Третий этап - подготовительный. На этом этапе рассылаются пригласительные билеты родителям, организуются предварительные встречи с родительским активом класса, администрацией, учителями-предметниками. Учащиеся согласно выбранной форме творческого отчета готовят музыкальное и художественное оформление для проведения творческого отчета. Классный руководитель намечает план проведения и готовит совместно с родителями и учащимися праздничный творческий сценарий, включая лучшие моменты из жизни класса за прошедший учебный год; составляет похвальные листы учащимся и благодарственные письма для родителей; отбирает для выставки и аннотирует ответы школьников с творческих предметных экзаменов.
Четвертый этап - творческо-реализационный. На этом этапе проводится праздник, насыщенный положительными эмоциями, где в игровой форме рассказывается о достижениях класса, о вкладе каждого учащегося в жизнь классного сообщества, о взаимодействии с родителями, личностном творческом росте старшеклассников.
Пятый этап - результативный. Проведение творческого отчета способствует сплочению классного коллектива, улучшению семейного климата, взаимопонимания, развивает креативные способности учащихся, учит на практике овладению различными формами этикета, способствует нравственному поведению и вырабатывает нравственные привычки общения, дает классному руководителю возможность корректировать семейные проблемы.
Для выявления эффективной работы с родителями было проведено анкетирование с целью изучения отношения родителей к проведению творческих отчетов. Мы использовали методику: «Сочинение размышление на тему .» (методика Н.Е. Щурковой). Родителям предлагалось высказать свое мнение о новой форме работы с ними, раскрыв следующую фразу: «творческий отчет.». Приводим выдержки из рассуждений родителей. Валентина Ивановна Б.: «О Творческом отчете дает возможность не только высказать свое мнение, но и самой стать активной участницей воспитательного творческого процесса». Сергей Григорьевич Ш.: «Это замечательный урок совместного досуга, семейного воспитания. Творческий отчет сблизил нас - всех родителей и детей, мы стали одной большой семьей». Маргарита Владимировна М.: «Творческий отчет - несомненно замечательная находка для улучшения нравственного климата в коллективе. Мы стали говорить «наши дети», «наш дом», «нашиАуробиров анный нами вид родительского собрания - «творческий отчет», - улучшает эмоциональные взаимоотношения в классном сообществе, повышает качество коммуникативного общения, что способствует благоприятному развитию нравственных ценностей школьников в деятельности классного руководителя, вырабатывается взаимопонимание между родителями и педагогами как основа складывающегося единого воспитательного поля.
Следующим педагогическим условием, влияющим на воспитание нравственных ценностей, является педагогическая поддержка старшеклассников (Т.В. Анохина, И.С. Батракова, О.С. Газман, Д.В. Григорьев, Н. Крылова, Н.Н. Михайлова, Т.В. Фролова, Н.Е. Щуркова, С.М. Юсфин). Выделение педагогической поддержки в особую сферу целенаправленной деятельности классного руководителя осуществлено группой ученых под руководством О.С. Газмана, как средству, способствующему развитию личности. Целью педагогической поддержки является устранение препятствий, мешающих успешному самостоятельному продвижению старшеклассника в образовании, воспитании, саморазвитии. «Теоретическая концепция педагогической поддержки основывается на позиции сочувствующего и ответственного взрослого, не отказывающегося от ребенка, даже если его проблемы ложатся дополнительной нагрузкой на педагога».
Понятие педагогической поддержки многоаспектно. Она характеризуется как метод и форма воспитания, технология образования, позиция педагога, как «свободное общение», «товарищеские отношения взрослого и ребенка», их «внутренний настрой». В рамках нашего исследования педагогическая поддержка обоснована как деятельностная стратегия по воспитанию нравственных ценностей, сущностно соответствующая юношескому возрасту. Педагогический смысл поддержки отражается в двух подходах - широком и узком. Истолкование в широком смысле слова определяется созданием благоприятных условий, безопасной среды, необходимых для развития школьника, раскрытия и реализации его внутренних сил; формирование способности к самостоятельным действиям и свободному выбору.
Т.В. Анохина в индивидуальной поддержке выделяет несколько этапов совместной деятельности: диагностический – обнаружение проблем ученика; поисковый - совместный поиск со школьником причин и способов решения; проектировочный - построение договорных отношений с целью продвижения к решению проблемы; деятельностный - взаимодополняющая деятельность педагога и учащихся; рефлексивный - анализ совместной деятельности по решению проблемы, обсуждение полученных результатов, способов разрешения проблемы.
Новое в образовании:
Эволюция исследований в области развития речи детей дошкольного возраста
Научные исследования ряда психологов и педагогов показали, что именно дошкольное детство является особенно сензитивным к усвоению речи. Следовательно, лингвистическое воспитание ребенка должно начинаться рано и в первые годы жизни совершаться исключительно на родном языке. Важнейшим условием полноц ...
Диагностика индивидуального стиля педагогической деятельности учителя
А.К. Марковой и А.Я. Никоновой выделен ряд индивидуальных стилей труда учителя. В основу различения стиля были положены следующие признаки: содержательные, динамические характеристики и результативность (уровень знаний и навыков учения у школьников, а также интерес учеников к предмету). На основани ...
Богородская игрушка
В селе Богородское Московской области издавна все, даже женщины и дети, вырезали из дерева игрушки. Режут они игрушки-медведей и мужиков, оленей и орлов, коней и козлов, петушков и курочек. Дерево послушно каждому прикосновению ножа и резца, которые оставляют ритмичные следы, подчеркивая форму. Кра ...