Процесс и основные результаты опытно-экспериментальной работы по воспитанию классным руководителем нравственных ценностей у старшеклассников

Педагогика и воспитание » Воспитание нравственных ценностей у старшеклассников как направление деятельности классного руководителя в условиях целостного учебно-воспитательного процесса » Процесс и основные результаты опытно-экспериментальной работы по воспитанию классным руководителем нравственных ценностей у старшеклассников

Страница 15

В исследовании отводится особая роль классному руководителю по воспитанию нравственных ценностей у старшеклассников; показано, что развитие нравственных ценностей будет успешным, если оно строится на комплексном, системном, аксиологическом, личностно-деятельностном, культурологическом подходах, когда происходит интеграция усилий субъектов воспитательной деятельности, создаются условия для успешной самореализации личности учащихся в воспитательной системе класса, ориентированной на нравственные ценности.

Выявлено, что воспитательная система класса является сложным социально-педагогическим и психолого-педагогическим комплексом, отличающимся полиструктурностью компонентов и элементов, упорядоченностью в развитии и базируется на системном, проблемно-целевом, деятельностном, культурологическом и личностно ориентированном подходах. Рассмотрены основные черты гуманистической воспитательной системы класса и этапы развития. Возведение школьника в статус цели воспитания нравственных ценностей принципиально значимо при моделировании воспитательной системы классного сообщества.

Созданная концептуальная модель воспитательной системы класса нравственной направленности включает шесть компонентов. Ценностно-целевой компонент, включающий в себя: цели и задачи воспитания нравственных ценностных ориентации; приоритетные идеи построения воспитательной системы; формирование нравственных ценностей как значимых целей развития личности старшеклассников. Данный компонент является ценностно-смысловым ядром воспитательной системы, так как целями воспитательной системы класса являются: создание единой воспитательной направленности в развитии личности старшеклассников по воспитанию нравственных ценностей; удовлетворение национально-культурных запросов через систему нравственных оценок, выбора поисков и поступков учащихся; формирование потребностей к нравственному саморазвитию, самоактуализации. Субъект-субъектный компонент включает в себя взаимодействие классного руководителя, учащихся класса, родителей класса, значимых взрослых (администрацию, учителей-предметников, психолога, социального педагога, библиотекаря и др.).

В технологии моделирования воспитательной системы особое место отводится классному руководителю, как главному участнику и заинтересованному лицу в успешном функционировании воспитательной системы класса. Основными направлениями в деятельности классного руководителя по воспитанию нравственных ценностей у старшеклассников являются: индивидуальная работа с учащимися и родителями классного сообщества; организация эффективной коллективной деятельности; организация воспитывающей среды и оказание педагогической поддержки; взаимодействие со всеми субъектами воспитательной системы класса и школы по воспитанию нравственных ценностей у учащихся.

Содержательный компонент моделирования воспитательной системы класса носит полиструктурный характер. Основу содержательного компонента составляет совместная деятельность субъектов воспитательного процесса.

В исследовании для построения концептуальной модели разработана программа воспитания нравственных ценностей старшеклассников через систему тематических циклов занятий. Цели и задачи программы: воспитание нравственных ценностей путем ознакомления учащихся с правилами нравственного поведения, анализа нравственных ситуаций и проведения мероприятий нравственного содержания; ознакомление с правилами культурной жизнедеятельности и поведения в различных жизненных ситуациях; формирование нравственной среды воспитания в классе и создание условий личностного нравственного развития ценностных ориентации. Содержательный компонент воспитательной модели класса осуществлялся нами через работу классного клуба «Вдохновение», что позволило использовав различные формы и методы деятельности классного руководителя, достигать запланированных целей и результата формирования нравственных ценностей ориентации школьников.

Процессуально-коммуникативный компонент включал в себя следующие элементы: формы и методы воспитательного воздействия; отношения взрослых и детей в классном сообществе; внешние и внутренние связи коммуникации, влияющие на развитие нравственных ценностей. Этот компонент связывает все элементы системы в единое целое и обеспечивает коммуникативную связь с внешней средой. Наряду с традиционными формами и методами работы в воспитательном арсенале появились психологические тренинги, тренинг личностного роста, деловые и ролевые игры, коммуникативные игры, создание ситуаций успеха, нравственные ситуации, часы развития и общения, составление воспитательных проектов и т.д. Это значительно повысило эффективность воспитательного процесса.

Диагностико-результативный компонент содержит формы, методы и приемы изучения нравственных ценностей; критерии и показатели эффективности результатов.

В моделируемой воспитательной системе класса мерилом эффективности системы является нравственная развитость старшеклассников. Отражая специфику данного классного сообщества, мы руководствовались следующими критериями: созданием «нравственного лица» класса; развитостью нравственных стимулов, поступков и поведения; развитостью нравственного сознания; отношение к ценности жизни и ценностным отношениям; формированием жизненной позиции; конструированием индивидуальной жизни. В соответствии с избранными критериями и показателями подбираются диагностические методики, позволяющие получить достаточно достоверную информацию о различных сторонах исследуемого феномена.

Страницы: 10 11 12 13 14 15 16

Новое в образовании:

Речь как средство общения и один из ведущих показателей уровня сформированности коммуникативной компетентности
Вербальная коммуникация использует в качестве знаковой системы человеческую речь. Речь является самым универсальным средством коммуникации, поскольку при передачи информации при помощи речи менее всего теряется смысл сообщения. Этому должна сопутствовать высокая степень общности понимания ситуации ...

Предпосылки развития функциональной содержательно-методической линии в курсе алгебры основной школы
Современный школьный курс математики строится на основе содержательно-методических линий. Проблема изучения функциональной содержательно-методической линии в школьном курсе математики широко обсуждается в научной литературе. Различные ее аспекты освещены в работах известных математиков и методистов ...

Алгоритм управленческих действий на основе функционального подхода по вопросу подготовки и проведения педагогического совета в дошкольном учреждении
Заместитель заведующей по основной деятельности на основе своих профессиональных функций осуществляет подготовку к педагогическому совету. Диагностико-аналитическая функция позволяет грамотно подготовить и организовать педагогический совет, организовать этап разработки и подготовки. Проективно-конс ...

НАВИГАЦИЯ

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.eduinfluence.ru