В ходе эксперимента нам необходимо было определить, каким образом изменялись жизненные цели учащихся, ориентированные на нравственные ценности. Из четырнадцати предложенных жизненных целей школьникам предлагалось выбрать наиболее значимые для них цели в порядке убывания важности. В эксперименте приняло участие 167 старшеклассников.
В таблице 10 нами представлены изменения жизненных целей старшеклассников, вовлеченных в экспериментальную деятельность.
Таблица 10 Изменение жизненных целей учащихся в ходе экспериментальной работы
|
№ п/п |
Жизненные цели |
Число выборов | |
|
9 кл. |
11 кл. | ||
|
1. |
Получить образование |
167 |
167 |
|
2. |
Иметь хорошую семью |
134 |
167 |
|
3. |
Крепкое здоровье |
129 |
137 |
|
4. |
Иметь много верных друзей |
123 |
167 |
|
5. |
Найти хорошую работу |
139 |
167 |
|
6. |
Добиться уважения |
141 |
167 |
|
7. |
Добиться престижа |
160 |
159 |
|
8. |
Быть свободной личностью |
137 |
167 |
|
9. |
Стать известным |
152 |
130 |
|
10. |
Быть богатым |
159 |
167 |
|
11. |
Творить добро |
93 |
134 |
|
12. |
Сделать карьеру |
143 |
148 |
|
13. |
Жить по совести |
125 |
151 |
|
14. |
Проявлять чуткость и милосердие |
92 |
159 |
Анализ таблицы позволяет сделать вывод, что у учащихся стали преобладать нравственные цели жизненных планов: творить добро, создать хорошую семью, жить по совести, проявлять чуткость и милосердие, быть уважаемой личностью и т.д.
Создавая условия для реализации исследуемой проблемы, мы испытывали и сложности в экспериментальной деятельности. Как выяснилось, высокий уровень тревожности и низкая сплоченность классного коллектива достаточно долгое время мешали в работе классного руководителя. Приходилось постоянно искать новые пути, формы, методы и приемы работы с учащимися, родителями и учителями предметниками. Нередко приходилось испытывать внутренне скрытое и явное сопротивление некоторых старшеклассников в сплочении классного коллектива. После каждого проведенного мероприятия, классного часа, похода, экскурсии проводился рефлексивный анализ сделанного, анализировались успехи и неудачи, рассматривались причины неудавшегося и использовались новые пути решения проблем совместно всем коллективом и в индивидуальной работе, что потом высоко оценивали школьники. Приведем выдержки из ответов выпускников: Анна А.: «Встречи в нашем клубе помогли мне раскрыться, стать лучше и терпимее». Семен Р.: «Хотя в жизни и нет идеальных людей, наша жизнь в классе была настоящим островком счастья, добра и справедливости». Станислав Ф.: «Проигрывая различные ситуации в деловых играх, так хотелось стать лучше, как никогда этого не хотелось». Евгений Д.: «Наши все дела позволили мне избавиться от гордыни и увидеть, что рядом не такие уж и плохие люди, а во многом даже лучше и чище меня. Я стал более раскрепощенным». Жанна С.: «Моя ответственность выросла в 5 раз. Очень не хотелось подводить себя и ребят, готовя какое-либо мероприятие».
Новое в образовании:
Взаимоотношения детей в совместной деятельности
Большое значение и актуальность приобретает изучение ребенка в системе его отношений со сверстниками в группе детского сада, т.к. дошкольный возраст – особо ответственный период в воспитании. Он является возрастом первоначального становления личности ребенка. В это время в общении ребенка со сверст ...
Понятие « краеведение». Его сущность и значение
Понятие « краеведение» означает всестороннее изучение определенной части страны, города, деревни, улицы, поселения местным населением, для которого эта территория считается родным краем. В разное время в понятие « краеведение» вносилось различное содержание. В 20-х годах ХХ в. оно рассматривалось к ...
Виды экскурсий, условия и технология организации экскурсии
как формы наблюдения при обучении естествознанию
Изучение природы нельзя представить себе без непосредственного наблюдения и исследования предметов и явлений природы. Поэтому в практике преподавания естествознания большое место занимают экскурсии в природу. Систематическое проведение экскурсий - необходимое условие формирования естественнонаучных ...