Процесс и основные результаты опытно-экспериментальной работы по воспитанию классным руководителем нравственных ценностей у старшеклассников

Педагогика и воспитание » Воспитание нравственных ценностей у старшеклассников как направление деятельности классного руководителя в условиях целостного учебно-воспитательного процесса » Процесс и основные результаты опытно-экспериментальной работы по воспитанию классным руководителем нравственных ценностей у старшеклассников

Страница 13

При решении этой проблемы мы исходим из принципов: гуманизма, честности, эмпатии, доброты, взаимовыручки, бескорыстия, отношения к личности как к самоценности, упорства, целеустремленности. Названные принципы выделены нами в качестве приоритетных. Однако, чтобы достичь желаемого результата, мы пришли к выводу о том, что максимальный эффект деятельности по воспитанию нравственных ценностей достигается при соблюдении определенных нравственных традиций и законов, принятых в целом в обществе и в классном сообществе. Если при работе на I этапе нам приходилось чаще всего применять приемы авансирования, то в ходе эксперимента отмечалось сознательное участие старшеклассников в любом виде деятельности, активности, желанию быть лучше и сделать лучше.

Для решения задач воспитания нравственных ценностей личности учащихся были произведены инновационные изменения в учебновоспитательном процессе. Сущность инноваций сводилась к иному по сравнению с традиционным пониманием смысла, содержания и способов деятельности классного руководителя и всего воспитывающего сообщества: вместо традиционного классного руководителя - освобожденный классный воспитатель, отказ от формирующего, массово репродуктивного метода воспитания. Воспитание основано на гуманно-личностном подходе к учащимся, при отказе от методов прямого управления, с использованием рефлексивного управления, носящего диалогический характер. В эксперименте было разнообразие применяемых методик, форм и методов воспитания нравственных ценностей.

Осуществляя педагогическое воздействие через досуговую, коммуникативную деятельность, мы пришли к выводу, что внеклассные мероприятия оказали большое влияние на активность жизненной позиции старшеклассников (до эксперимента желание изменить себя высказали 47%, в ходе эксперимента - 93%).

Работа по воспитанию нравственных ценностей подняла общую эрудицию старшеклассников. Этические беседы помогали учащимся лучше разбираться в политических событиях и экономической жизни страны, у них появилось критическое видение действительности, умение грамотно и культурно вести диалог как со своими сверстниками, так и со взрослыми. Наблюдение за учащимися уже после окончания школы показали, что при обучении в высших учебных заведениях, преподаватели очень тепло отзываются о них: не только об их глубоких и прочных знаниях, но и о человеческих качествах. Приведем выдержки из высказываний преподавателей: В.В. Востоков (доктор филологических наук, профессор АГПИ, преподаватель спецкурса «Славянская филология»): «Таких ребят и такого классного руководителя я не встречал никогда. Своей сплоченностью, отзывчивостью, добротой, целеустремленностью они «подкупали» меня на каждом уроке или семинаре. Я желаю им только счастья и побед». В.В. Волков (кандидат философских наук, доцент АГПИ – преподаватель спецкурса «Логика»): «Знакомство с учащимися в течение 3-х лет позволило мне сделать вывод об их высокой гуманности и нравственной чистоте». Л. А. Климкова (кандидат филологических наук, профессор АГПИ, преподаватель спецкурса «Трудные вопросы русского языка»): «Зная мою строгость и принципиальность, всегда старались доказать, какие они умные, справедливые и отзывчивые. От общения с этими ребятами я получила массу положительных эмоций и хорошего настроения». И.В. Терехина (преподаватель музыкального училища - спецкурс «Музыкальная культура»): «Погружаясь в мир классической музыки, я видела неподдельный интерес учащихся к этому виду искусства. Они отзывчивы, добры, воспитаны». Школьники – участники эксперимента, став взрослыми людьми часто встречаются в стенах родной школы: в День Первого Звонка, на Дне Учителя, вечерах встречи с выпускниками, дня Святого Валентина, ежегодных праздников школы «Виват, гимназия». Ребята делятся планами дальнейшей жизни, многие повышают свое образование, обучаясь в аспирантуре, получают второе высшее образование. Тепло помогают и поддерживают друг друга в сложных ситуациях, часто навещают своего классного руководителя. По отзывам ребят, теплая атмосфера, царившая в классном и школьном коллективе, способствовала такому тесному сплочению и желанию «никогда не расставаться».

Обобщая результаты педагогического эксперимента, отметим, что педагогические особенности воспитания нравственных ценностей у старшеклассников в деятельности классного руководителя определены с учетом положений концептуальной модели воспитательной системы класса и методических условий, направленные на развитие нравственных ориентаций учащихся с учетом возрастных особенностей и специфики внеклассной работы в деятельности классного руководителя.

Педагогический эксперимент позволил доказать, что воспитание классным руководителем нравственных ценностей старшеклассников будет эффективным при условии, если оно выступает в качестве целостного педагогического процесса общеобразовательной школы, в котором сконструирована модель воспитательной системы класса, направленной на воспитание нравственных ценностей. Педагогический эксперимент показал эффективность взаимодействия классного руководителя, школьного сообщества и семьи в разнообразной деятельности по воспитанию нравственных ценностей: создании воспитательной среды, нравственных личностно-ориентированных ситуаций, педагогической поддержки, этической защиты.

Страницы: 8 9 10 11 12 13 14 15 16

Новое в образовании:

Развитие теоретического мышления младших школьников на уроках ознакомления с окружающим миром
Выдающийся детский психолог Л.С. Выготский определил развитие ребенка как результат обучения, не совпадающий с его содержанием, то есть как личностные новообразования, которые принципиально отличают ребенка в начале и в конце обучения. Это изменения, происходящие в психике (в восприятии, внимании, ...

Высшее образование
Задачи реформы высшего образования очень серьезны в целом регионе, при этом существует значительное расхождение в подходах в разных странах. Несмотря на сильное сокращение государственного бюджета, в регионе растет количество университетов. Вводимая за университетское образование плата, которой не ...

Понятие "познавательный интерес" в психолого-педагогической литературе
Как известно, процесс усвоения содержания образования, развития интеллекта не является непосредственным отражением педагогических воздействий. Педагогические внешние воздействия преломляются через внутренние условия субъекта обучения, через его личность. Важнейшей характеристикой личности являются ...

НАВИГАЦИЯ

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.eduinfluence.ru