Процесс и основные результаты опытно-экспериментальной работы по воспитанию классным руководителем нравственных ценностей у старшеклассников

Педагогика и воспитание » Воспитание нравственных ценностей у старшеклассников как направление деятельности классного руководителя в условиях целостного учебно-воспитательного процесса » Процесс и основные результаты опытно-экспериментальной работы по воспитанию классным руководителем нравственных ценностей у старшеклассников

Страница 8

Рассматривая далее современное состояние проблемы воспитания нравственных ценностей, акцентируем внимание на особенностях субъективного отношения старшеклассников к вопросам нравственности, нравственным ценностям. С этой целью проводилось анкетирование 522 учащихся 9-11 классов указанных выше школ Нижегородской и Ярославской области. Была использована методика «Незаконченные предложения», анкетирование по разработанным вопросам, методика М. Рокича «Цели и ценности моей жизни».

В начале нами использовалась методика «Незаконченное предложение». На бланке текста необходимо было закончить предложения одним или несколькими словами. На вопрос «Нравственность - это .» свидетельствовало о том, что 73% старшеклассников затруднились выделить основную составляющую понятия нравственности. Приведем выдержки из ответов учащихся:

Саша К. «Нравственность - это что-то такое . старинное» (Света А.). «Нравственность - не знаю, скорее это хорошие поступки, но я сомневаюсь в правильности ответа» (Алена Ш.). «Нравственность - это что-то связанное с хорошим поведением и поступками, но я далеко не всегда так поступаю».

Респондентам было объяснено, что нравственность - это одна из форм общественного сознания, социальный институт, выполняющий функцию регулирования поведения людей во всех без исключения областях общественной жизни. После раскрытия понятия «нравственность» респондентам предлагалось закончить предложение: «Что для вас представляет понятие «ценность»?». В ходе анкетирования выяснилось, что ценностным для старшеклассников являются: образование, материальные блага, которые заняли 1-е место среди ответов (391 человек из 522 опрошенных); 2-е место заняли позиции: здоровье, семья (384 человека из 522); 3-е место - независимость, хорошие друзья (379 человек из 522). Исследование методом «Незаконченное предложение» позволило нам извлечь информацию, отражавшую систему личностных ценностей и продолжить проблему исследования.

Для углубленного изучения проблемы представлений современных старшеклассников о нравственных ценностях и ориентациях, была разработана анкета для учащихся, в которой мы просили респондентов ответить на следующие вопросы:

1. Есть ли у вас идеал? Кто для вас идеальный человек?

2. Ваше отношение к религии, как институту духовно-нравственного воспитания личности.

3. Каких нравственных ценностей Вам не хватает, чтобы стремиться к идеалу?

4. Что нужно изменить в нашем обществе, чтобы молодым жилось лучше и интереснее? Анализ ответов показал: на вопрос «Есть ли у вас идеалы?» учащиеся ответили - «Нет идеала» - 61%; 12% ответили - «я сам себе идеал». 12% старшеклассников в качестве идеала назвали Э. Иглессиас, М. Клинских, Д. Робертс, М. Менсон, Скарлет О Хара.

Как показали наши исследования, среди идеалов не назван ни один из учителей, политиков, ученых, известных людей города, родителей, а лишь артисты шоу-бизнеса, «модели». Не названо ни одного «идеала» среди российских певцов и актеров. При ответе на вопрос: «Кто для вас идеальный человек?» мы получили следующие результаты: идеальных людей нет - 73%; 27% видят идеального человека как идущего вперед, щедрого, веселого, живущего ради себя и других, святого, идущего на компромисс. Это - пример для подражания во всем. Идеальный человек - это знающий свой смысл жизни, любящий и любимый. Один респондент ответил — «похожего на меня».

В духовной области у старшеклассников идет формирование нравственной позиции, отношение к религии, проба сил в нравственных поступках. Весьма интересным для нашего исследования является отношение молодежи к религии. Положительно к ней относятся 79% респондентов, 15,4% - нейтрально; 4% - отрицательно; 1,6% - верят в идею зла (1 респондент). Многие старшеклассники относятся к религии как к многовековой духовной культуре и истории. Они ценят нравственные традиции, которые проповедует религия. 32% старшеклассников возмущены актами вандализма в связи с разрушениями храмов, сжиганием священных книг, уничтожением многовековых памятников древней цивилизации. Но тем не менее, 63% считают, что религия не должна «управлять людьми» (по высказываниям респондентов).

Старшеклассники задумываются над вопросом: «Каких нравственных качеств вам не хватает, чтобы стремиться к идеалу?». Респонденты ответили, что 52% учащихся не хватает уверенности в себе; 41% - трудолюбия, смелости, решительности; 74% учащихся - милосердия, доброты; 32% - целеустремленности, силы воли; 18% - мягкости, нежности, любви, открытости в общении; 33% - твердости духа.

Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что у старшеклассников недостаточно глубоко сформированы нравственные идеалы, ценности, ориентиры в жизни.

На вопрос: «Что нужно изменить в нашем обществе, для того чтобы молодым жилось лучше и интереснее?» - 35% опрошенных ответили так: «предоставить возможность честно зарабатывать на жизнь»; 22% - создать условия для самореализации; 11% - усилить борьбу с преступностью; 7% - создать молодежные организации и общества; 9% - уделить серьезное внимание духовно-нравственному воспитанию; 9% - сделать доступными учреждения досуга; 7% - обеспечить социальную защиту всем слоям населения, особенно молодежи и пенсионерам.

Страницы: 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13

Новое в образовании:

Развитие речевого аппарата
Второй год жизни является периодом становления и быстрого развития речи. С года до года и шести-восьми месяцев ребенок учится понимать речь, а во второй половине второго года жизни быстро увеличивается его словарный запас, совершенствуется его активная речь. Если для годовалого ребенка слова взросл ...

Исследование уровня развития физических качеств детей старшего дошкольного возраста
Перейдем к описанию результатов, полученных при анализе проведенных исследований. Тестирование было направлено на выявление уровня развития физических качеств (силы, выносливости, быстроты, координации) детей старшей группы и определения подвижной игры как средства развития данных качеств. Проведен ...

Выявление уровня развития словаря у детей контрольной и экспериментальной групп исследования
Цель: подборка диагностирующих методик и выявление уровня развития словаря у детей контрольной и экспериментальной групп исследования. На данном этапе исследования использовались методики: -Л.С. Выготского « Психологическое обследование детей» (Задание № 1); -О.Н. Усановой «Диагностика уровня и кач ...

НАВИГАЦИЯ

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.eduinfluence.ru