Рассматривая далее современное состояние проблемы воспитания нравственных ценностей, акцентируем внимание на особенностях субъективного отношения старшеклассников к вопросам нравственности, нравственным ценностям. С этой целью проводилось анкетирование 522 учащихся 9-11 классов указанных выше школ Нижегородской и Ярославской области. Была использована методика «Незаконченные предложения», анкетирование по разработанным вопросам, методика М. Рокича «Цели и ценности моей жизни».
В начале нами использовалась методика «Незаконченное предложение». На бланке текста необходимо было закончить предложения одним или несколькими словами. На вопрос «Нравственность - это .» свидетельствовало о том, что 73% старшеклассников затруднились выделить основную составляющую понятия нравственности. Приведем выдержки из ответов учащихся:
Саша К. «Нравственность - это что-то такое . старинное» (Света А.). «Нравственность - не знаю, скорее это хорошие поступки, но я сомневаюсь в правильности ответа» (Алена Ш.). «Нравственность - это что-то связанное с хорошим поведением и поступками, но я далеко не всегда так поступаю».
Респондентам было объяснено, что нравственность - это одна из форм общественного сознания, социальный институт, выполняющий функцию регулирования поведения людей во всех без исключения областях общественной жизни. После раскрытия понятия «нравственность» респондентам предлагалось закончить предложение: «Что для вас представляет понятие «ценность»?». В ходе анкетирования выяснилось, что ценностным для старшеклассников являются: образование, материальные блага, которые заняли 1-е место среди ответов (391 человек из 522 опрошенных); 2-е место заняли позиции: здоровье, семья (384 человека из 522); 3-е место - независимость, хорошие друзья (379 человек из 522). Исследование методом «Незаконченное предложение» позволило нам извлечь информацию, отражавшую систему личностных ценностей и продолжить проблему исследования.
Для углубленного изучения проблемы представлений современных старшеклассников о нравственных ценностях и ориентациях, была разработана анкета для учащихся, в которой мы просили респондентов ответить на следующие вопросы:
1. Есть ли у вас идеал? Кто для вас идеальный человек?
2. Ваше отношение к религии, как институту духовно-нравственного воспитания личности.
3. Каких нравственных ценностей Вам не хватает, чтобы стремиться к идеалу?
4. Что нужно изменить в нашем обществе, чтобы молодым жилось лучше и интереснее? Анализ ответов показал: на вопрос «Есть ли у вас идеалы?» учащиеся ответили - «Нет идеала» - 61%; 12% ответили - «я сам себе идеал». 12% старшеклассников в качестве идеала назвали Э. Иглессиас, М. Клинских, Д. Робертс, М. Менсон, Скарлет О Хара.
Как показали наши исследования, среди идеалов не назван ни один из учителей, политиков, ученых, известных людей города, родителей, а лишь артисты шоу-бизнеса, «модели». Не названо ни одного «идеала» среди российских певцов и актеров. При ответе на вопрос: «Кто для вас идеальный человек?» мы получили следующие результаты: идеальных людей нет - 73%; 27% видят идеального человека как идущего вперед, щедрого, веселого, живущего ради себя и других, святого, идущего на компромисс. Это - пример для подражания во всем. Идеальный человек - это знающий свой смысл жизни, любящий и любимый. Один респондент ответил — «похожего на меня».
В духовной области у старшеклассников идет формирование нравственной позиции, отношение к религии, проба сил в нравственных поступках. Весьма интересным для нашего исследования является отношение молодежи к религии. Положительно к ней относятся 79% респондентов, 15,4% - нейтрально; 4% - отрицательно; 1,6% - верят в идею зла (1 респондент). Многие старшеклассники относятся к религии как к многовековой духовной культуре и истории. Они ценят нравственные традиции, которые проповедует религия. 32% старшеклассников возмущены актами вандализма в связи с разрушениями храмов, сжиганием священных книг, уничтожением многовековых памятников древней цивилизации. Но тем не менее, 63% считают, что религия не должна «управлять людьми» (по высказываниям респондентов).
Старшеклассники задумываются над вопросом: «Каких нравственных качеств вам не хватает, чтобы стремиться к идеалу?». Респонденты ответили, что 52% учащихся не хватает уверенности в себе; 41% - трудолюбия, смелости, решительности; 74% учащихся - милосердия, доброты; 32% - целеустремленности, силы воли; 18% - мягкости, нежности, любви, открытости в общении; 33% - твердости духа.
Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что у старшеклассников недостаточно глубоко сформированы нравственные идеалы, ценности, ориентиры в жизни.
На вопрос: «Что нужно изменить в нашем обществе, для того чтобы молодым жилось лучше и интереснее?» - 35% опрошенных ответили так: «предоставить возможность честно зарабатывать на жизнь»; 22% - создать условия для самореализации; 11% - усилить борьбу с преступностью; 7% - создать молодежные организации и общества; 9% - уделить серьезное внимание духовно-нравственному воспитанию; 9% - сделать доступными учреждения досуга; 7% - обеспечить социальную защиту всем слоям населения, особенно молодежи и пенсионерам.
Новое в образовании:
Характер усвоения грамматического строя
Гвоздев А.Н. выделяет следующую периодизацию в формировании грамматического строя русского языка: 1. Период предложений, состоящих из аморфных слов – корней: А) время однословного предложения (от 1г.3м. до 1г.8м.); Б) время предложений из нескольких слов (главным образом двухсловные предложения от ...
Развитие алгоритмического мышления в процессе изучения темы «Циклы»
Развитию логического мышления способствует формирование навыков построения алгоритмов. Поэтому в курс информатики включен раздел «Основы алгоритмизации». Основная цель раздела – формирование у школьников основ алгоритмического мышления. Под способностью алгоритмически мыслить понимается умение реша ...
Педагогические условия успешного воспитания нравственных ценностей в
деятельности классного руководителя
Изучение научно-педагогической литературы показало, что концептуальные основы воспитания нравственных ценностей старшеклассников успешно реализуются классным руководителем с учетом комплекса следующих педагогических условий: взаимодействие классного руководителя с семьей старшеклассников; педагогич ...