Кроме того, анализ поведения школьника в ходе исследования позволяет говорить о наличии или отсутствии у него внушаемости, эмоциональной устойчивости. Эти предположения проверяются с помощью навязывания испытуемому неадекватных оснований для объединения групп, дискретизации экспериментатором тактики работы испытуемого или похвалы при ошибках.
Материал к методике.
Телевизор, рубль, яблоня, светлячок, прожектор, свеча, керосиновая лампа, электролампа, фонарь, сантиметр, весы, часы, грузовик, самолет, термометр, радиоприемник, лев, тигр, слон, скворец, карп, голубь, гусь, ласточка, муравей, муха пианино, скрипка, кит, клоп, огурец, капуста, свекла, лук, лимон, груша, яблоко, примус, велосипед, платье, кукла, тюльпан, компас, ботинки, тетрадь, пароход, телега, барабан, мяч, портфель, глобус, электродуховка, колесо, сазан (рыба), книга, кровать, овощехранилище, щипцы, топор, ножницы, молоток, пила, моряк, уборщица, доктор, ребенок, футболист, солнце, медведь, луна, электроплита, град, подушка, шкаф, одеяло, буфет, дождь, роза, матрац, стакан, сосна, шапка, снег, юла, ложка, вилка, тарелка.
Образец протокола.
Испытуемый Дата
Инструкция экспериментатора |
Действия испытуемого |
Высказывания испытуемого |
I этап | ||
II этап | ||
III этап |
Методика «Формирование понятий»
Методика представляет набор плоскостных фигур – квадратов, треугольников, кругов – трех разных цветов (красный, синий, желтый) и трех различных размеров (рис.3). Признаки этих фигур: форма, цвет и величина - вместе образуют трехбуквенные искусственные понятия, не имеющие смысла на родном языке. В данном эксперименте использованы следующие искусственные понятия:
Понятия с одним признаком:
Биг – круглый, каб – большой, сур – красный, цен – треугольный, бос – квадратный, див – средний, лаг – зеленый, гур – маленький.
Понятия с двумя признаками: Дис – красный и большой, буд – зеленый и большой, вар – желтый и маленький, роз желтый и большой, веч – зеленый и маленький, кир – красный и средний по размеру, зум – желтый и средний по размеру, куд – зеленый и средний по размеру, сим – красный и маленький.
Понятия с тремя признаками:
Мук – красный, треугольный маленький, чар – красный, круглый, средний, бек – красный, квадратный, большой, вич – зеленый треугольный, маленький, сев – зеленый, круглый, средний, бал – зеленый, квадратный, большой, нур – желтый, треугольный, маленький, гон – желтый, круглый, средний, сов – желтый, средний, круглый.
Как видно из приведенных выше списков, в предложенные искусственные понятия входят от одного до трех различных признаков. Фигуры соответствующего размера, формы и цвета (всего 27 фигур с разными признаками) вырезаются из цветной бумаги и наклеиваются на квадратные картонные карточки размером 8 х 8 см.
Новое в образовании:
"Многотемные фуги" в курсе полифонии для учащихся теоретического отделения
Цель этой статьи - предложить свой ракурс изложения одной из тем курса полифонии для учащихся теоретического отделения. В процессе изложения темы задействованы определённые педагогические технологии, такие как личностно-ориентированное обучение, педагогика сотрудничества, самостоятельная исследоват ...
Характеристика лагеря
Месторасположение лагеря Я проходила практику в летнем городском лагере в Сертоловской средней школы №1. Лагерь располагался в здании начальной школы и занимал первый этаж. Для детей было создано три игровые комнаты, в которых были бумага, краски, карандаши и настольные игры. Также у детей было все ...
Психологические требования к личности педагога
Состав профессионально значимых характеристик личности учителя довольно обширен - он включает наряду с несколькими десятками социальных характеристик несколько десятков психологических. Анализ исследований (Ф.Н. Гоноболин, В.Н. Крутецкий, Н.В. Кузьмина, Ю.Н. Кулюткин, Г.С. Сухобская и др.) позволяе ...