На наш взгляд, следует подчеркнуть, что красота, помимо всего прочего, выступает как один из регуляторов человеческих взаимоотношений, способствуя тому, чтобы они становились в полной мере человечными, благодаря красоте, люди интуитивно тянутся к добру еще до того, как идея добра будет осмысленно воспринята и моральным сознанием. Эстетическое окружение способствует развитию нравственности, духовных способностей человека. Эстетическое начало является мощным стимулом человеческой деятельности. Формирование у детей эстетического отношения к действительности позволяет развить у них высокий художественно-эстетический вкус, познать подлинную красоту, а главное – научить детей созидать, т.е. творить, создавать и сохранять прекрасное.
Одним из обязательных условий для воспитания эстетической культуры школьников в учреждении дополнительного образования детей является создание в детской и педагогической среде культа творчества. Теоретический анализ показал, что идеи создания в детских образовательных учреждениях творческой среды, атмосферы творчества, культа творчества находят отражение в работах А.К. Бруднова, Л.К. Буйловой, В.А. Караковского, М.Б. Коваль и др Учреждение дополнительного образования детей располагает большими возможностями развития детского творчества по всем направлениям образовательно-творческой деятельности. В настоящее время, когда стремительно изменяются общественные системы, в переустраивающемся и развивающемся обществе резко возрастает личностная и социальная значимость мыслить творчески. Это умение позволит человеку, потеряв привычную точку опоры, проявить гибкость и найти новую, модифицировав свою деятельность. Вот почему актуальна проблема развития творческих способностей детей и подростков. Наиважнейшей задачей современного образования является создание таких условий обучения и воспитания, которые обеспечивали бы в наибольшей степени психологический комфорт для учащихся и возможности их интенсивного развития в соответствии с индивидуальными потребностями и способностями. Как говорил А. де Сент-Экзюпери, надо создать такие условия, чтобы «ни в одном человеке не погиб Моцарт». Все это делает проблему развития творческих способностей личности одной из важных, имеющих глубокий теоретический смысл и практическую значимость. Развитию творческих способностей, творческого мышления школьников в наибольшей степени способствует «погружение» их в творческую среду, в атмосферу творчества, т.е. создание культа творчества. Наиболее благоприятные условия, на наш взгляд, для создания культа творчества имеются именно в учреждении дополнительного образования детей, что обусловлено его прямым предназначением – развитием детского творчества по различным направлениям. Большое значение для развития творческих способностей и творческого мышления школьников имеет игра, являющаяся важным компонентом творческой среды и способствующая созданию культа творчества. Д.Б. Эльконин подчеркивал, что ни один другой вид человеческой деятельности не образует вокруг себя такого мощного «педагогического поля», как игра. Уникальность ее в том, что именно игра и есть та деятельность, в процессе которой формируется человеческое воображение, без которого невозможно никакое творческое проявление личности. Вот почему Л.С. Выготский видел в игре неиссякаемый источник развития личности, сферу, определяющую «зону ближайшего развития». Сегодняшние достижения ребенка в игре завтра станут его реальностью, его моралью, предопределят его художественную восприимчивость, формирование его эстетической культуры. Воспитательное воздействие учреждения дополнительного образования на детей достигает оптимальных результатов, когда удается реализовать принцип С.Т. Шацкого, согласно которому необходимо «организовать жизнь школьника». Другими словами, когда занятия в учреждении дополнительного образования детей становятся для ребенка частью его жизни, жизни интересной и духовно насыщенной. В таком случает, соответственно, повышается и мера положительного влияния дополнительного образования на ребенка. Мы считаем, что согласно этому принципу следует уделять особое внимание внеучебному времяпрепровождению детей и, прежде всего, организации досуга. Практика показывает, что без игры интерес к занятиям быстро угасает. Создание творческой среды, культа творчества является необходимым условием воспитания эстетической культуры школьников.
Новое в образовании:
Понятие – Информационно-образовательная среда
Современное образование вступило в новую стадию своего развития. В условиях открытой образовательной системы без введения в процесс обучения большого массива информационных ресурсов и умения их использовать, невозможно добиться заданного педагогического результата. Изменения, связанные с тем, что и ...
Описание курса 9 класса «Общие закономерности развития»
Программа предназначена для изучения предмета «Общая биология» в 9 классах общеобразовательных учреждений, а также лицеев и гимназий. Программа курса включает в себя полностью вопросы программы общеобразовательной школы 10-11 классов. В ней сохранены все разделы и темы, изучаемые в общеобразователь ...
Виды деятельности дошкольника
Главной и ведущей деятельностью дошкольного возраста является сюжетно-ролевая игра, т. е. деятельность, в которой дети берут на себя те или иные функции взрослых людей и в специально создаваемых ими игровых, воображаемых условиях воспроизводят (или моделируют) деятельность взрослых и отношения межд ...