Сущность воспитания эстетической культуры школьников в условиях этнокультурно коннотированного дополнительного образования

Педагогика и воспитание » Воспитание эстетической культуры школьников в условиях дополнительного образования художественно-эстетической направленности » Сущность воспитания эстетической культуры школьников в условиях этнокультурно коннотированного дополнительного образования

Страница 7

Процесс воспитания эстетической культуры школьников неразрывно связан с теорией и методикой эстетического воспитания. Выделяют следующие структурные компоненты эстетического воспитания: эстетическое образование, закладывающее теоретические и ценностные основы эстетической культуры личности; художественное воспитание в его образовательно-теоретическом выражении, формирующее художественную культуру личности в единстве навыков, знаний, ценностных ориентаций, вкусов; эстетическое самообразование и самовоспитание, ориентированные на самосовершенствование личности; воспитание творческих потребностей и способностей . Эстетическое воспитание гармонизирует и развивает все духовные способности человека.

Не только каждая эпоха имела свои специфические взгляды на эстетическое воспитание детей и молодежи, но и каждый народ, каждый этнос выстраивал определенную систему эстетического воспитания подрастающих поколений, опираясь на свои национальные традиции, этнические особенности. «Все народы – великие педагоги, все великие педагоги – народны», – говорит Г.Н. Волков, научно обосновавший идеи этнопедагогики, как науки о воспитании на народных традициях. Этнопедагогика воссоздает гуманные традиции народного воспитания, определяет оптимальные условия, при которых опыт прошлых поколений органично вплетается в современную педагогику. Испытывая живое влияние национальной духовной сферы, своеобразие бытовой эстетики, повседневного жизненного уклада, активно воспринимая все это, ребенок формируется как личность, представитель своего этноса. Совершенно очевидно, что наследие национальных традиций имеет огромное значение для формирования личности современных школьников. Ядром возрождения народных традиций воспитания является формирование национального самосознания детей посредством прогрессивных традиций народной жизни и воспитания, а это, в свою очередь, способствует воспитанию эстетической культуры детей и молодежи, становлению их нравственности и духовности.

Е.В. Бондаревская говорит: «Содержание воспитания – это содержание жизни ученика». Следовательно, основной задачей педагога дополнительного образования становится создание культуросообразной эстетически оформленной среды. Среды, которая превращает ребенка из просто потребителя эстетических ценностей в их создателя, предоставляя ему условия для самовыражения, саморазвития и самореализации.

Эстетическое воспитание в учреждении дополнительного образования имеет целью становление саморазвивающегося мира ребенка и возрастание независимости этого мира от воспитательной ситуации. Но воспитание становится перспективным, когда оно направлено не только на осознание жизненного опыта, но и предполагает выработку и постоянное обновление жизненной позиции, концепции своей жизнедеятельности, жизненной философии. Тогда воспитание становится направленным на перспективу – подготовку к собственному жизнетворчеству, к самоопределению.

Процесс воспитания эстетической культуры школьника и становление его личности как субъекта творческой деятельности всегда были сопряжены с рядом трудностей. Переход нашего общества от унитарной идеологии к плюрализму не только не снимает традиционных противостояний во взаимоотношениях детей и молодежи с культурой, эстетикой, искусством, но обостряет, углубляет некоторые проблемы. В условиях размывания границ между истинными и мнимыми ценностями, прекрасным и безобразным, присущая подростковому и юношескому возрасту потребность в идеале не находит адекватного удовлетворения. Одной из причин этого является недостаточная эстетическая образованность и воспитанность учащихся. В последнее время предпринимаются попытки восполнить этот пробел.

Принятые правительством Российской Федерации Национальная доктрина образования (14.10.2000 г.) и Концепция модернизации российского образования до 2010 года ориентируют общеобразовательную школу на сохранение, усвоение и развитие лучших достижений в различных областях культурного пространства. Воплощение в школьную практику идеи гуманизации расширило сферу педагогического влияния предметов художественно-эстетического цикла, привело к включению в учебные планы ряда интегративных и специализированных искусствоведческих курсов. Вместе с тем, занятия искусством в школе большей частью ориентированы на расширение кругозора, вовлечение учащихся в те или иные виды художественной деятельности. Как правило, учитель не ставит перед собой задачу формирования у школьников целостного эстетического отношения к жизни, в котором проявляется избирательно-ценностная позиция личности. К тому же не только в массовой школьной практике, но и даже в классах с углубленным изучением художественно-эстетических дисциплин далеко не в полной мере реализуется духовно-нравственный потенциал эстетики, искусства. Закономерно, что в современных условиях одной из приоритетных задач общего образования становится формирование у школьников основ эстетической культуры как базисного качества развивающейся личности.

Страницы: 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12

Новое в образовании:

Воспитательная система школы как фактор воспитания нравственных ценностей у старшеклассников
Чтобы раскрыть деятельность классного руководителя по воспитанию нравственных ценностей, необходимо представить ее в воспитательной системе школы. Раскрытие воспитательной системы школы, ориентированной на воспитание нравственных ценностей учащихся, основано на использовании системного подхода. Сис ...

Речь как средство общения и один из ведущих показателей уровня сформированности коммуникативной компетентности
Вербальная коммуникация использует в качестве знаковой системы человеческую речь. Речь является самым универсальным средством коммуникации, поскольку при передачи информации при помощи речи менее всего теряется смысл сообщения. Этому должна сопутствовать высокая степень общности понимания ситуации ...

Этапы обучения правильному звукопроизношению
Обучение звукопроизношению осуществляется в соответствии с этапами работы над звуками, принятыми в логопедии. I этап, подготовительный, предполагающий подготовку речевого аппарата к овладению звуками речи. Он включает подготовку речедвигательного аппарата, его моторики, речевого слуха, речевого дых ...

НАВИГАЦИЯ

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.eduinfluence.ru