Сущность воспитания эстетической культуры школьников в условиях этнокультурно коннотированного дополнительного образования

Педагогика и воспитание » Воспитание эстетической культуры школьников в условиях дополнительного образования художественно-эстетической направленности » Сущность воспитания эстетической культуры школьников в условиях этнокультурно коннотированного дополнительного образования

Страница 9

Непременным условием воспитания эстетической культуры школьников в учреждении дополнительного образования детей должно стать воспитание без принуждения, т.е. ситуация, когда воспитание и обучение подстраиваются под ребенка, а не наоборот. Теоретическое обоснование такой установки мы находим у многих отечественных и зарубежных классиков педагогической науки. К примеру, И.Г. Песталоцци разработал теорию элементарного образования, согласно которой учить и воспитывать детей следует, начиная с простейшего, элементарного, без принуждения и насилия. A. Дистервег называл высшим принципом педагогики принцип природосообразности. Следуя заветам И. Песталоцци, он считал, что все происходящее в мире подчиняется естественным законам, возникает и развивается в силу своей природы, то есть природосообразно. В.А. Сухомлинский называл основным условием успешной педагогической деятельности каждого учителя любовь к детям, стремление понять их, умение учить и воспитывать ненавязчиво, не допуская грубости и насилия. К.Д. Ушинский главной задачей воспитания определял нравственное воспитание. Он говорил, что формировать те или иные нравственные ориентиры у ребенка следует на собственном примере, объясняя ему, что хорошо, а что плохо, как нужно поступать в том или ином случае. Л.Н.Толстой выдвигал идею «свободного воспитания». Он говорил, что «критериум педагогики есть только один – свобода». В своей Яснополянской школе он следовал принципу учета индивидуальных особенностей детей, их склонностей и способностей. Идеи свободного воспитания получили развитие в педагогической концепции английского психолога и педагога А. Нейлла (ХХ в.). Он рассматривает свободу как невмешательство в развитие ребенка и устранение какого-либо давления на него. Однако, провозглашая принцип невмешательства в естественное развитие ребенка, Нейл отстаивает принцип заботы о нем, т.е. помочь ребенку адаптироваться в мире и сохранить способность к саморегуляции. Он разработал критерии педагогического успеха – это счастливый, искренний, уравновешенный и общительный ребенок, который затем вырастает в свободного и счастливого взрослого. В теории и практике зарубежной педагогики разрабатывалось множество разных педагогических концепций, в основу которых положено свободное воспитание, например: школа действия (В. Лай), где на первом плане стоит ребенок, а не учебный материал; методика «приглашающего» стиля преподавания (У. Перки), предполагающая открытое проявление симпатии к учащимся; психотерапевтическая техника вербального общения (Х. Джинотт); вальдорфская школа (Р. Штейнер), в основу которой положено антропософское учение и др

Принцип воспитания без принуждения имеет также и этнопедагогические корни. У многих народов испокон веков существовал «культ детей». Рождение ребенка считалось желанным и радостным событием, а многодетность - одним из главных критериев семейного счастья. К детям относились с особой, подчеркнутой любовью и заботой, их не подвергали физическим наказаниям. Большое внимание уделялось нравственному воспитанию детей и молодежи, соблюдению определенных этических норм, регулировавших поведение людей, их отношение друг к другу. Причем нормы эти поддерживались, в основном, не с помощью насилия и принуждения, а собственным примером, воспитанием традициями, передававшимися из поколения в поколение. Мы считаем, что идея воспитания без принуждения теоретически обоснована и практически апробирована; принцип воспитания без принуждения основывается на принципе природосообразности воспитания и имеет этнопедагогические корни; наиболее благоприятные условия для воспитания без принуждения созданы в учреждении дополнительного образования детей, что обусловлено принципами дополнительного образования – добровольностью обучения и свободой выбора (вида деятельности, педагога, режима обучения).

Одним из важных условий воспитания эстетической культуры школьников мы считаем эстетизацию учебно-воспитательного, досугового процессов, эстетизацию всего образовательного пространства и всей окружающей среды. Идея эстетизации всей детской деятельности находит свое отражение во многих теориях и концепциях отечественных и зарубежных ученых. В частности, она воплотилась в концепции международного культурно-образовательного движения «Вальдорфская педагогика», основателем которого стал немецкий философ Р. Штейнер. Основополагающий принцип вальдорфской педагогики – «сначала художественное, затем из него интеллектуальное». Художественное воспитание ориентировано, прежде всего, на развитие «живого мышления», т.е. внутреннего оживления познанных ребенком предметов и явлений, но не на подготовку к профессиональной художественной деятельности. По мнению Р. Штейнера, целям художественно-эстетического воспитания должны служить каждое занятие, каждый урок, среда обитания ребенка, архитектура детских учреждений, где критерии прекрасного основываются на природных формах. Необходимость эстетизации образовательного процесса, всей детской деятельности подчеркивается и в работах современных отечественных педагогов, исследователей эстетики. О.В. Дивненко, в частности, отмечает, что эстетика – это, прежде всего, красота природы, красота человека, его общения и деятельности, окружающей его среды.

Страницы: 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13

Новое в образовании:

Обучение и игра
Игра, которая по меткому выражению известного психолога Д. Эльконина, раньше оставалась за порогом школы, наконец, прорвалась в школьную дверь и меняет детские игры? Дмитрий Кавтарадзе говорит о том, что – Homo Ludens – Человек играющий – может и должен жить в каждом из нас, помогая находить себя в ...

Речь как средство общения и один из ведущих показателей уровня сформированности коммуникативной компетентности
Вербальная коммуникация использует в качестве знаковой системы человеческую речь. Речь является самым универсальным средством коммуникации, поскольку при передачи информации при помощи речи менее всего теряется смысл сообщения. Этому должна сопутствовать высокая степень общности понимания ситуации ...

Эффективность коррекционной программы по развитию коммуникативной компетентности у подростков, имеющих нарушения интеллекта
Процесс развития коммуникативной компетентности у подростков происходит в активной деятельности с другими детьми, здесь он приобретает свой эмоциональный и социальный опыт общения, он чувствует расположение к себе, любовь или равнодушие, теплоту или холодность, сердечность или отстраненность. Таког ...

НАВИГАЦИЯ

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.eduinfluence.ru