Деятельность социального педагога с подростками

Страница 3

Исследования проводились на базе МОУ Быркинская средняя общеобразовательная школа Приаргунского района. В исследовании приняли участие 17 подростков – учащиеся 10 – 11 классов в возрасте 15 – 17 лет. Из них 10 девочек и 7 мальчиков.

Подростки, участвующие в исследовании

Таблица 1

Класс

Количество человек

Мальчики

Девочки

Всего

10 класс

1

4

5

11 класс

6

6

12

Как видно из таблицы, в группе подростков, участвующих в исследовании преобладает преимущество девочек. Все дети обучаются в одинаковых условиях, одними учителями, по стандартным программам. Но семьи учащихся абсолютно разные по параметрам образования, профессиональной занятости, составу.

Для проведения данного исследования нами были выделены следующие методы и методики:

1. Теоретический анализ научной литературы по проблеме подросткового алкоголизма;

2. Нами были определены следующие методы сбора информации:

- анкета «Отношение подростка к алкоголю»;

- шкала «Отношение к спиртным напиткам» из патохарактерологического диагностического опросника для подростков А.Е. Личко и Н.Я. Иванова;

- проективный ассоциативный цветовой тест Люшера;

- шкала ценностных ориентаций (по М. Рокичу);

- тест на предрасположенность подростка к употреблению ПАВ (Кулинич Г.Г.);

К сожалению, по оценке Научного центра РАМН, к 13 годам почти половина подростков уже попробовали алкоголь, а в 16 лет – 61,4% юношей и 63% девушек регулярно его употребляют. Около 40% школьников считают приемлемым выпивать за компанию. Для 76% старшеклассников – алкоголь, постоянная составляющая праздника. За последние 5 лет частота впервые выявленной алкоголизации подростков выросла в 15 раз.

Практическая ценность данного исследования заключается в том, что полученные данные в дальнейшем могут использоваться для эффективной профилактики алкогольной зависимости у старших подростков.

В самом начале нашего исследования нами был использован опосредованный опрос с помощью процедуры анкетирования. Анкетирование представляет собой социально – психологический метод сбора информации на основании ответов на специальные, соответствующие основной задаче исследования, вопросы. В нашем случае такой задачей было выяснение отношения подростков к алкоголю. Для этого нами была разработана анкета, результаты которой послужили началом нашего исследования. Полученные данные показали, что среди 17 подростков, которые участвовали в исследовании нет ни одного, который бы не употреблял спиртные напитки. Следует отметить, что возраст, в котором подростки впервые попробовали алкоголь колеблется: у девочек от 12 до 14 лет, у мальчиков от 14 до 16 лет. Это объясняется тем, что развитие мальчиков протекает значительно замедленнее, чем девочек.

Так же были выявлены причины, которые способствуют подростковой алкоголизации. Проанализировав результаты анкетирования нами были подведены итоги, показанные на диаграмме. На данной диаграмме видно - «за компанию» - главная причина употребления алкоголя подростками. На второе место была определена причина – «по желанию».

Так же с помощью анкеты нами было установлено, что подростки предпочитают употреблять такие спиртные напитки как, вино, пиво, джинтоник, которые относятся к категории некрепких напитков.

Из числа исследуемых подростков 42% употребляют алкоголь в среднем 1 раз в месяц, 35% подростков ответили, что употребляют алкоголь 2 раза в месяц. Здесь речь идет об уровне эпизодического употребления алкоголя, который характеризуется знакомством с различными напитками, содержащими алкоголь. Небольшие дозы спиртных напитков вызывают эйфорию. Мотивы употребления алкоголя: повысить настроение, обрести уверенность в себе, повысить коммуникабельность. Этот период длится 3 - 4 месяца.

Для нашего исследования существенное значение имело выявление подростков, злоупотребляющих алкоголем. Данные анкетирования показали, что их число составило 23% из группы исследуемых подростков. В этом случае необходимо отметить уровень высокого риска, который отличается тем, что расширяется число поводов для выпивок, обычно более двух раз в месяц. Мотивы: повысить свой тонус или расслабиться, весело провести время в компании. Продолжительность этого периода 4 - 12 месяцев.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Новое в образовании:

Определение мировоззрения
Существует множество точек зрения на то, что такое мировоззрение, какое место в структуре личности оно занимает. Мы попытаемся дать несколько, на наш взгляд, взаимодополняющих определений этого понятия. В терминах философии, определение мировоззрения может быть следующим: Мировоззрение - это систем ...

Описание курса новейшей истории и особенности его преподавания
Курс новейшей истории является органической частью системы изучения дисциплин социально-гуманитарного цикла. Он строится с учетом того, что учащиеся, освоившие определенную сумму социальных, экономических, правовых, политических знаний, уже готовы к восприятию реальной картины современного мира во ...

Сергиевопосадская игрушка
Самая веселая на Руси ярмарка в прошлом веке проходила в Сергиевом Посаде. На видном месте в торговых рядах были разложены игрушки: погремушки, свистульки, богородские медведи, кони, различные матрешки, и др. Музейные собрания народных игрушек хранят «стада» и «зверинцы», сделанные в Посаде и в Бог ...

НАВИГАЦИЯ

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.eduinfluence.ru