Деятельность социального педагога с подростками

Страница 2

В процессе профилактики алкогольной зависимости у старших подростков используются следующие технологии:

1. Социальные и педагогические:

- воздействие средств массовой информации;

- специальное (например, антиалкогольное) обучение;

- использование альтернативных программ детско-подростковой активности;

- создание социально – поддерживающих систем (социальных служб, клубов и т.д.);

- проведение различных (например, антиалкогольных и антинаркотических) акций;

- организация деятельности социальных работников и волонтеров.

2. Психологические:

- развитие личностных ресурсов;

- развитие адаптивных стратегий поведения;

- формирование функциональной семьи;

- осознание личностных, духовных и нравственных ценностей;

- формирование защитных личностных и средовых ресурсов;

- развитие познавательной, эмоциональной и поведенческой сфер;

- развитие устойчивости к стрессам и т.д.

Сущность профилактики зависимого поведения подростков в образовательных учреждениях состоит в создании психолого – педагогических условий, обеспечивающих их полноценное развитие на данном возрастном этапе.

Самым действенным способом предупреждения зависимости является оказание помощи в формировании волевых, моральных, интеллектуальных, духовных качеств, представляющих собой систему личного противостояния зависимости. Профилактика зависимого поведения в образовательных учреждениях должна осуществляться в форме последовательных долговременных программ, а педагогические работники должны владеть широким спектром технологий превентивной работы.

В качестве методов психолого – педагогической профилактики выделяют следующие: предоставление информации, подбор литературы, беседа, обсуждение, групповая дискуссия, подготовка конференции, показ тематического фильма с последующим обсуждением, написание сочинений, эссе, социальная реклама, коллективно – творческие дела, использование потенциалов школьных предметов для формирования антиаддиктивных установок («скрытая профилактика»), тренинговые упражнения, ролевые и деловые игры, моделирование эффективного социального поведения, психотерапевтические методики и т.д.

Выбор форм и методов профилактической работы должен осуществляться с учетом возраста учащихся. У подростков целесообразно применение групповых методов работы (групповая дискуссия, мозговой штурм, тренинг, ролевые и деловые игры моделирование эффективного социального поведения и др.) в связи с тем, что их ведущая деятельность – интимно-личностное общение со сверстниками. Кроме того, стремление подростков к подражанию сверстникам делает эффективным способ призыва быть модным: при этом до сведения подростков необходимо довести, что сегодня модно быть здоровым, красивым, умным и успешным, что никак не согласуется с зависимостью.

Работа со старшеклассниками предполагает использование широкого спектра различных методов с опорой на рефлексивные: написание сочинений, эссе, групповая и межгрупповая дискуссия, обсуждение и т.д. Действенным в работе со старшеклассниками является связь профилактической работы с ведущей для них учебно – профессиональной деятельностью.

Для эффективной профилактической работы должны использоваться методы, соответствующие возрастным особенностям учащихся и собственной профессиональной компетентности.

Таким образом, стоит подчеркнуть, что проблема алкогольной зависимости у старших подростков актуальна в современном обществе, а профилактика наиболее эффективна в форме воздействия на условия и причины, вызывающие аддиктивное поведение, на ранних этапах проявления проблемы.

Выявление старших подростков, склонных к употреблению алкогольных напитков

В результате теоретического анализа научной литературы мы пришли к выводу, что методически грамотное обучение навыкам адаптивного поведения, является эффективным направлением психолого – педагогической профилактики алкогольной зависимости у старших подростков.

Цель нашего эксперимента состояла в том, чтобы выявить индивидуально – психологические особенности старших подростков злоупотребляющих спиртными напитками.

Данная цель реализовывалась в процессе решения следующих задач:

- проанализировать теоретические положения, лежащие в основе работы;

- изучить индивидуально – психологические особенности подростков, не злоупотребляющих спиртными напитками и подростков склонных к ранней алкоголизации;

- исходя из особенностей психологического склада личности подростков с разными формами алкоголизма, разработать принципы профилактической работы с подростками, склонными к ранней алкоголизации.

Эксперимент реализовывался два этапа.

На первом этапе:

- производился отбор методических приемов для организации исследования;

- проводилось исследование личностных качеств подростков.

На втором этапе осуществлялся мониторинг, определялась и анализировалась динамика показателей исследуемых групп.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Новое в образовании:

Основные методы выявления и изучения педагогических инноваций
После определения содержания инновационной деятельности учителя, определения сущности педагогических инноваций, перейдём к характеристике основных методов выявления и изучения педагогических инноваций. Прежде, чем приступить, сделаем короткое замечание. Методы выявления и методы изучения педагогиче ...

Слово учителя как метод преподавания
Слово учителя – особенное, аудиовизуальное (словесно-образное) средство реализации принципа динамического баланса, действенное средство развития творческих способностей учащихся, в системе познавательных и эмоционально-оценочных компонентов учебно-воспитательного процесса. Слово учителя, особенное ...

Психогенная форма задержки психического развития
Задержка психического развития психогенного происхождения связана с неблагоприятными условиями воспитания ребенка. К ним относится ранняя психическая и социальная депривация, которая наблюдается у большинства безнадзорных детей и детей-сирот, воспитывающихся в учреждениях закрытого типа. Исследован ...

НАВИГАЦИЯ

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.eduinfluence.ru