Деятельность социального педагога с подростками

Страница 2

В процессе профилактики алкогольной зависимости у старших подростков используются следующие технологии:

1. Социальные и педагогические:

- воздействие средств массовой информации;

- специальное (например, антиалкогольное) обучение;

- использование альтернативных программ детско-подростковой активности;

- создание социально – поддерживающих систем (социальных служб, клубов и т.д.);

- проведение различных (например, антиалкогольных и антинаркотических) акций;

- организация деятельности социальных работников и волонтеров.

2. Психологические:

- развитие личностных ресурсов;

- развитие адаптивных стратегий поведения;

- формирование функциональной семьи;

- осознание личностных, духовных и нравственных ценностей;

- формирование защитных личностных и средовых ресурсов;

- развитие познавательной, эмоциональной и поведенческой сфер;

- развитие устойчивости к стрессам и т.д.

Сущность профилактики зависимого поведения подростков в образовательных учреждениях состоит в создании психолого – педагогических условий, обеспечивающих их полноценное развитие на данном возрастном этапе.

Самым действенным способом предупреждения зависимости является оказание помощи в формировании волевых, моральных, интеллектуальных, духовных качеств, представляющих собой систему личного противостояния зависимости. Профилактика зависимого поведения в образовательных учреждениях должна осуществляться в форме последовательных долговременных программ, а педагогические работники должны владеть широким спектром технологий превентивной работы.

В качестве методов психолого – педагогической профилактики выделяют следующие: предоставление информации, подбор литературы, беседа, обсуждение, групповая дискуссия, подготовка конференции, показ тематического фильма с последующим обсуждением, написание сочинений, эссе, социальная реклама, коллективно – творческие дела, использование потенциалов школьных предметов для формирования антиаддиктивных установок («скрытая профилактика»), тренинговые упражнения, ролевые и деловые игры, моделирование эффективного социального поведения, психотерапевтические методики и т.д.

Выбор форм и методов профилактической работы должен осуществляться с учетом возраста учащихся. У подростков целесообразно применение групповых методов работы (групповая дискуссия, мозговой штурм, тренинг, ролевые и деловые игры моделирование эффективного социального поведения и др.) в связи с тем, что их ведущая деятельность – интимно-личностное общение со сверстниками. Кроме того, стремление подростков к подражанию сверстникам делает эффективным способ призыва быть модным: при этом до сведения подростков необходимо довести, что сегодня модно быть здоровым, красивым, умным и успешным, что никак не согласуется с зависимостью.

Работа со старшеклассниками предполагает использование широкого спектра различных методов с опорой на рефлексивные: написание сочинений, эссе, групповая и межгрупповая дискуссия, обсуждение и т.д. Действенным в работе со старшеклассниками является связь профилактической работы с ведущей для них учебно – профессиональной деятельностью.

Для эффективной профилактической работы должны использоваться методы, соответствующие возрастным особенностям учащихся и собственной профессиональной компетентности.

Таким образом, стоит подчеркнуть, что проблема алкогольной зависимости у старших подростков актуальна в современном обществе, а профилактика наиболее эффективна в форме воздействия на условия и причины, вызывающие аддиктивное поведение, на ранних этапах проявления проблемы.

Выявление старших подростков, склонных к употреблению алкогольных напитков

В результате теоретического анализа научной литературы мы пришли к выводу, что методически грамотное обучение навыкам адаптивного поведения, является эффективным направлением психолого – педагогической профилактики алкогольной зависимости у старших подростков.

Цель нашего эксперимента состояла в том, чтобы выявить индивидуально – психологические особенности старших подростков злоупотребляющих спиртными напитками.

Данная цель реализовывалась в процессе решения следующих задач:

- проанализировать теоретические положения, лежащие в основе работы;

- изучить индивидуально – психологические особенности подростков, не злоупотребляющих спиртными напитками и подростков склонных к ранней алкоголизации;

- исходя из особенностей психологического склада личности подростков с разными формами алкоголизма, разработать принципы профилактической работы с подростками, склонными к ранней алкоголизации.

Эксперимент реализовывался два этапа.

На первом этапе:

- производился отбор методических приемов для организации исследования;

- проводилось исследование личностных качеств подростков.

На втором этапе осуществлялся мониторинг, определялась и анализировалась динамика показателей исследуемых групп.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Новое в образовании:

Анализ школьных программ и учебников по русскому языку для начальной школы
Однородные члены предложения в начальной школе по разным системам изучаются в разных классах, так по системе Л.В. Занкова изучение происходит в 3 классе, а по программе М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко - в 4 классе. В 3 классе по программе А.В. Поляковой изучаются главные и второстепенные члены пред ...

Описание исходного уровня сформированности валеологической грамотности младших школьников
Первым этапом нашего исследование стало исследование уровня сформированности у детей младшего школьного возраста (9 – 10 лет) положительного отношения к здоровью и самого понимания этого феномена как содержания валеологической грамотности. Первым этапом данного исследования являлось проведение заня ...

Мышление, как основа для усвоения математических знаний
Мышление является высшим, познавательным процессом. Оно представляет собой порождение нового знания, активную форму творческого отражения и преобразования человеком действительности. Мышление также можно понимать как получение человеком новых знаний, творческое преобразование имеющихся представлени ...

НАВИГАЦИЯ

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.eduinfluence.ru