В процессе профилактики алкогольной зависимости у старших подростков используются следующие технологии:
1. Социальные и педагогические:
- воздействие средств массовой информации;
- специальное (например, антиалкогольное) обучение;
- использование альтернативных программ детско-подростковой активности;
- создание социально – поддерживающих систем (социальных служб, клубов и т.д.);
- проведение различных (например, антиалкогольных и антинаркотических) акций;
- организация деятельности социальных работников и волонтеров.
2. Психологические:
- развитие личностных ресурсов;
- развитие адаптивных стратегий поведения;
- формирование функциональной семьи;
- осознание личностных, духовных и нравственных ценностей;
- формирование защитных личностных и средовых ресурсов;
- развитие познавательной, эмоциональной и поведенческой сфер;
- развитие устойчивости к стрессам и т.д.
Сущность профилактики зависимого поведения подростков в образовательных учреждениях состоит в создании психолого – педагогических условий, обеспечивающих их полноценное развитие на данном возрастном этапе.
Самым действенным способом предупреждения зависимости является оказание помощи в формировании волевых, моральных, интеллектуальных, духовных качеств, представляющих собой систему личного противостояния зависимости. Профилактика зависимого поведения в образовательных учреждениях должна осуществляться в форме последовательных долговременных программ, а педагогические работники должны владеть широким спектром технологий превентивной работы.
В качестве методов психолого – педагогической профилактики выделяют следующие: предоставление информации, подбор литературы, беседа, обсуждение, групповая дискуссия, подготовка конференции, показ тематического фильма с последующим обсуждением, написание сочинений, эссе, социальная реклама, коллективно – творческие дела, использование потенциалов школьных предметов для формирования антиаддиктивных установок («скрытая профилактика»), тренинговые упражнения, ролевые и деловые игры, моделирование эффективного социального поведения, психотерапевтические методики и т.д.
Выбор форм и методов профилактической работы должен осуществляться с учетом возраста учащихся. У подростков целесообразно применение групповых методов работы (групповая дискуссия, мозговой штурм, тренинг, ролевые и деловые игры моделирование эффективного социального поведения и др.) в связи с тем, что их ведущая деятельность – интимно-личностное общение со сверстниками. Кроме того, стремление подростков к подражанию сверстникам делает эффективным способ призыва быть модным: при этом до сведения подростков необходимо довести, что сегодня модно быть здоровым, красивым, умным и успешным, что никак не согласуется с зависимостью.
Работа со старшеклассниками предполагает использование широкого спектра различных методов с опорой на рефлексивные: написание сочинений, эссе, групповая и межгрупповая дискуссия, обсуждение и т.д. Действенным в работе со старшеклассниками является связь профилактической работы с ведущей для них учебно – профессиональной деятельностью.
Для эффективной профилактической работы должны использоваться методы, соответствующие возрастным особенностям учащихся и собственной профессиональной компетентности.
Таким образом, стоит подчеркнуть, что проблема алкогольной зависимости у старших подростков актуальна в современном обществе, а профилактика наиболее эффективна в форме воздействия на условия и причины, вызывающие аддиктивное поведение, на ранних этапах проявления проблемы.
Выявление старших подростков, склонных к употреблению алкогольных напитков
В результате теоретического анализа научной литературы мы пришли к выводу, что методически грамотное обучение навыкам адаптивного поведения, является эффективным направлением психолого – педагогической профилактики алкогольной зависимости у старших подростков.
Цель нашего эксперимента состояла в том, чтобы выявить индивидуально – психологические особенности старших подростков злоупотребляющих спиртными напитками.
Данная цель реализовывалась в процессе решения следующих задач:
- проанализировать теоретические положения, лежащие в основе работы;
- изучить индивидуально – психологические особенности подростков, не злоупотребляющих спиртными напитками и подростков склонных к ранней алкоголизации;
- исходя из особенностей психологического склада личности подростков с разными формами алкоголизма, разработать принципы профилактической работы с подростками, склонными к ранней алкоголизации.
Эксперимент реализовывался два этапа.
На первом этапе:
- производился отбор методических приемов для организации исследования;
- проводилось исследование личностных качеств подростков.
На втором этапе осуществлялся мониторинг, определялась и анализировалась динамика показателей исследуемых групп.
Новое в образовании:
Проблемы и перспективы использования цифровых образовательных ресурсов в
основной школе
Тенденцией современного этапа информатизации образования является всеобщее стремление к выработке единых педагогических подходов к разработке и использованию различных цифровых образовательных ресурсов, таких как электронные справочники, энциклопедии, обучающие программы, средства автоматизированно ...
Коррекционная работа с детьми страдающими СДВГ
Ребёнку показывается какое-либо несложное действие, а затем предлагается закрыть глаза и воспроизвести его. Вслед за этим даётся задание более сложное. Возможные упражнения: за спиной (за головой) соединить руки, соприкоснувшись указательными пальцами: ноги врозь – руки в стороны; наклон к правой н ...
Основные методы выявления и изучения педагогических инноваций
После определения содержания инновационной деятельности учителя, определения сущности педагогических инноваций, перейдём к характеристике основных методов выявления и изучения педагогических инноваций. Прежде, чем приступить, сделаем короткое замечание. Методы выявления и методы изучения педагогиче ...