Особенности изучения однородных членов предложения в начальной школе

Педагогика и воспитание » Изучение однородных членов предложения в начальной школе » Особенности изучения однородных членов предложения в начальной школе

Страница 2

Правило об отсутствии запятой между однородными членами при наличии союза и выводится на основе сопоставления предложений с однородными членами без союза и и с ним, например: Ветер воет, гудит и Ветер воет и гудит; Зеленеют сады, рощи и Зеленеют сады и рощи. Вполне возможно также использовать и приведенные выше примеры: учитель стирает последнюю запятую в предложении и ставит вместо нее союз и; делается соответствующий вывод.

При ознакомлении учащихся с однородными второстепенными членами в предложении особо подчеркивается, что однородными являются только те второстепенные члены, которые поясняют одно и то же слово и отвечают на один и тот же вопрос. Для первоначальных наблюдений берутся предложения такого типа, как кипит работа на полях, в садах и на огородах; Люди передвигаются на поездах, на самолетах, на трамваях, на автомобилях. Затем разбираются предложения с наличием еще одного второстепенного члена, относящегося к тому же слову, что и однородные второстепенные члены: Колхозники посеяли на полях рожь, пшеницу и ячмень. Уясняется, что второстепенный член на полях не является однородным со словами рожь, пшеница, ячмень, поскольку отвечает на другой вопрос, хотя и поясняет, как и другие второстепенные члены, сказуемое.

Специальное внимание уделяется правилу постановки запятой при наличии союзов а, но между однородными членами. В этих предложениях однородность членов не всегда улавливается детьми, поэтому для усвоения правила не следует брат нечетких, трудных примеров. Пригодны такого рода предложения: Экскурсанты поехали не на поезде, а на пароходе; Вчера ученики писали сочинение, а не диктовку; Наша собака лает, но не кусает; Зимой солнце светит, но не греет.

Упражнения на закрепление знаний и навыков по данной теме проводятся примерно следующие: списывание с подчеркиванием однородных членов, списывание с самостоятельной расстановкой запятых, предупредительная диктовка, дописывание в предложении новых однородных членов (В огороде растут огурцы, помидоры.), составление предложений с однородными членами - по данным однородным членам (свекла, морковь, репа; пилят, колют) на основе изменения слов, данных в начальной форме (привезти, новый, сеялка, веялка, сенокосилка), по картине или по теме, предложенной учителем. Упражнения в составлении предложений с однородными членами закрепляют синтаксические знания и пунктуационные навыки учащихся и в то же время развивают речь детей, учат их пользоваться изучаемым видом предложений в их собственной практике.

Теоретическое восприятие и осмысление однородных членов школьниками облегчается выявлением связей между членами предложения и особенно вычерчиванием схем, на которых они выступают в виде блоков внутри предложения.

Это отражается и в определении однородных членов, обычно вводимом в школе: "Однородные члены предложения отвечают на один и тот же вопрос и относятся к одному и тому же слову".

Для понимания однородных членов предложения необходимо ввести понятие союза и провести практическое знакомство с союзами.

Первое знакомство с однородными членами дается через построение наглядных схем предложений, например: К началу нового учебного года Коле купили учебники, тетради, карандаши, циркуль и фломастер.

Далее сообщается, на основе примера, что однородные члены могут соединяться без союзов, интонацией (и тогда между ними ставится запятая) или союзами и, а, но. Перед одиночным союзом и запятая не ставится

Следующий этап работы - отыскивание в текстах предложений с однородными членами и объяснение знаков препинания. Затем - составление предложений с однородными членами: отдельно с подлежащими, отдельно со сказуемыми, затем с второстепенными членами.

Структура полученных предложений и пунктуация комментируются. Варианты работы: расширение предложения - введение одного - трех новых членов, чтобы получился ряд однородных членов предложения; объединение двух простых предложений в одно с однородными членами (В сентябре убирают картофель; В сентябре убирают морковь, свёклу и другие овощи. В сентябре убирают картофель, морковь, свёклу и другие овощи).

М.Р. Львов предлагает алгоритм проверки однородных членов предложения и знаков препинания при них:

1-й шаг: Прочитать предложение. Сколько в нем подлежащих, сказуемых, второстепенных членов?

2-й шаг: Какие это члены? Назови их. На какой вопрос они отвечают? К какому слову относятся (с каким словом связаны)?

3-й шаг: Есть ли между ними союз и?

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Новое в образовании:

Характеристика отклонений и особенности развития воображения у детей с задержкой психического развития
Задержка психического развития – крайний вариант нормы, один из видов дизонтогенеза (нарушение онтогенетического развития). Дети, имеющие такой диагноз, развиваются медленнее, чем их сверстники на протяжении нескольких возрастных периодов. Задержка развития проявляется рано. Исходной причиной её мо ...

Двуполушарный подход в обучении, как средство развития мышления
Правополушарные люди за лесом не видят отдельных деревьев, а правополушарные – за отдельными деревьями не видят леса. Б. Белый 40 лет назад крупнейший физиолог нашего века И.П.Павлов пришел к выводу, что всех людей можно разделить на два типа – художников и мыслителей. Связано это с одной из особен ...

Обучение и игра
Игра, которая по меткому выражению известного психолога Д. Эльконина, раньше оставалась за порогом школы, наконец, прорвалась в школьную дверь и меняет детские игры? Дмитрий Кавтарадзе говорит о том, что – Homo Ludens – Человек играющий – может и должен жить в каждом из нас, помогая находить себя в ...

НАВИГАЦИЯ

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.eduinfluence.ru