Особенности изучения однородных членов предложения в начальной школе

Педагогика и воспитание » Изучение однородных членов предложения в начальной школе » Особенности изучения однородных членов предложения в начальной школе

Страница 4

Полезным для отработки умения выделять интонационно однородные члены предложения и правильно обозначать их на письме можно считать и упражнение на редактирование - восстановление знаков препинания при однородных членах. Условием дидактической эффективности этого упражнения также является наблюдение над интонацией, ее сопоставление при различном членении предложений.

Чаще всего ученики, регулярно нарушают правила расстановки знаков препинания при однородных членах предложения, имеют недостаточно развитый речевой слух, поэтому важно упражнять их в сопоставлении интонации, самим произнося фрагменты с интонацией, отражающей правильно и неправильно интонацию перечисления.

Учитель может предложить учащимся текст с оборванными фразами, поставив задачу завершить эти фразы и произнести их с соответствующей интонацией.

Конструирование предложений из отдельных слов - упражнение, которое часто используется в школьной практике. Однако его обучающий эффект можно повысить, если деформированное предложение давать не изолированно, а в составе того контекста, в котором оно должно быть использовано, хотя бы самого минимального: с предшествующим предложением.

Логические ошибки - это нарушения законов логики (закон тождества, закон непротиворечия, закон исключенного третьего, закон достаточного основания) и здравого смысла. Пример типичных логических ошибок: употребление несоотносимых вещей, понятий разных уровней в одном ряду: Летом Ванька купался в речке, а днем ходил с дедом за грибами и ягодами. Летом и днем - несоотносимые понятия. Иногда такие ошибки возникают в результате неудачной попытки школьника создать образ: Утро клонилось к вечеру (о пасмурной погоде); Уже трещат морозы и серебрятся в поле.

Исправление и предупреждение речевых ошибок

Этот вид деятельности учащихся и учителя вливается в систему культуры речи школьников. Он складывается из следующих составных частей:

а) исправление речевых ошибок в тетрадях учащихся;

б) составление картотеки типичных ошибок, допущенных учениками преимущественно в письменной речи;

в) определение типов ошибок и их причин (диагностика):

г) классная работа над общими типичными ошибками на уроках обсуждения сочинений (обычно фрагмент урока длится 15 - 20 мин, в устной и письменной форме);

д) индивидуальная или групповая внеурочная работа над отдельными ошибками: их обнаружение, уяснение, исправление;

е) показ и анализ образцов, противопоставляемых ученическому примитиву;

ж) обучение самопроверке написанного и его редактирование.

Нами обобщены материалы, содержащиеся в журнале "Начальная школа". Данный материал отражает основные упражнения, направленные на изучение однородных членов в начальных классах.

1. Работа с использованием наглядности

Детям по рядам предлагаются три картины. Первый ряд работает с первой картиной и письменно отвечает на вопрос: "Какого цвета бывают листья на деревьях?" Ответ начните со слов листья бывают.

Второй ряд работает со второй картиной и письменно отвечает на вопрос: "Какие птицы улетают в теплые края?" Ответ начните со слова улетают.

Третий ряд работает с третьей картиной и письменно отвечает на вопрос: "Что произошло с травой поздней осенью?" Ответ начинайте со слова трава.

Учащиеся на листочках составляют простые предложения. Проверка фронтальная - по рядам. Учитель прикрепляет на доску листки с предложениями учащихся, объединяя одинаковые предложения одним магнитом.

Ряд.1. Листья бывают желтые. Листья бывают зеленые. Листья бывают красные.

Ряд.2. Улетают стрижи. Улетают журавли. Улетают ласточки.

Ряд.3. Трава завяла. Трава пожухла. Трава засохла. Трава потемнела.

У. Подумайте, нельзя ли сказать о том же самом, но кратко - используя одно предложение? Кто догадался?

Дети отвечают.

Три ученика (по одному от каждого ряда) выходят к доске и записывают получившиеся предложения.

Учащиеся записывают все предложения в тетради.

2. Грамматический разбор

Произведите грамматический разбор предложения: подчеркните главные и второстепенные члены предложения.

Чем эти предложения необычны? В чем их особенность?

Д. В первом предложении три определения.

У. На какой вопрос отвечают эти слова?

Д. На вопрос какие?

У. К какому слову они относятся?

Д. К слову листья.

У. Покажите связь слов в предложении графически.

Дети у доски рисуют в предложении стрелки.

Такие слова (определения) называются "однородные члены предложения". Они отвечают на один и тот же вопрос и относятся к одному и тому же слову.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Новое в образовании:

Формы и методы работы, используемые социальным педагогом в процессе педагогического просвещения семьи
Для такого исследования социальный педагог должен активно использовать метод наблюдения. Ведь, как правило, дети из семей с благополучным микроклиматом ведут себя и в школе ровно, они дружелюбны, общительны, малоконфликтны, улыбчивы, у них обычно хорошее настроение. Такие дети с радостью помогают д ...

Эффективность коррекционной программы по развитию коммуникативной компетентности у подростков, имеющих нарушения интеллекта
Процесс развития коммуникативной компетентности у подростков происходит в активной деятельности с другими детьми, здесь он приобретает свой эмоциональный и социальный опыт общения, он чувствует расположение к себе, любовь или равнодушие, теплоту или холодность, сердечность или отстраненность. Таког ...

Общие правила организации групповой работы на уроке
Групповая работа учащихся давно вошла в школьную жизнь. Каковы же дидактические условия, с учетом которых должна строиться эта форма обучения? Эти условия описаны в работах эстонского ученого Х.И. Лийметса «Групповая работа на уроке», И.М. Чередова «Система форм организации обучения в общеобразоват ...

НАВИГАЦИЯ

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.eduinfluence.ru