Полезным для отработки умения выделять интонационно однородные члены предложения и правильно обозначать их на письме можно считать и упражнение на редактирование - восстановление знаков препинания при однородных членах. Условием дидактической эффективности этого упражнения также является наблюдение над интонацией, ее сопоставление при различном членении предложений.
Чаще всего ученики, регулярно нарушают правила расстановки знаков препинания при однородных членах предложения, имеют недостаточно развитый речевой слух, поэтому важно упражнять их в сопоставлении интонации, самим произнося фрагменты с интонацией, отражающей правильно и неправильно интонацию перечисления.
Учитель может предложить учащимся текст с оборванными фразами, поставив задачу завершить эти фразы и произнести их с соответствующей интонацией.
Конструирование предложений из отдельных слов - упражнение, которое часто используется в школьной практике. Однако его обучающий эффект можно повысить, если деформированное предложение давать не изолированно, а в составе того контекста, в котором оно должно быть использовано, хотя бы самого минимального: с предшествующим предложением.
Логические ошибки - это нарушения законов логики (закон тождества, закон непротиворечия, закон исключенного третьего, закон достаточного основания) и здравого смысла. Пример типичных логических ошибок: употребление несоотносимых вещей, понятий разных уровней в одном ряду: Летом Ванька купался в речке, а днем ходил с дедом за грибами и ягодами. Летом и днем - несоотносимые понятия. Иногда такие ошибки возникают в результате неудачной попытки школьника создать образ: Утро клонилось к вечеру (о пасмурной погоде); Уже трещат морозы и серебрятся в поле.
Исправление и предупреждение речевых ошибок
Этот вид деятельности учащихся и учителя вливается в систему культуры речи школьников. Он складывается из следующих составных частей:
а) исправление речевых ошибок в тетрадях учащихся;
б) составление картотеки типичных ошибок, допущенных учениками преимущественно в письменной речи;
в) определение типов ошибок и их причин (диагностика):
г) классная работа над общими типичными ошибками на уроках обсуждения сочинений (обычно фрагмент урока длится 15 - 20 мин, в устной и письменной форме);
д) индивидуальная или групповая внеурочная работа над отдельными ошибками: их обнаружение, уяснение, исправление;
е) показ и анализ образцов, противопоставляемых ученическому примитиву;
ж) обучение самопроверке написанного и его редактирование.
Нами обобщены материалы, содержащиеся в журнале "Начальная школа". Данный материал отражает основные упражнения, направленные на изучение однородных членов в начальных классах.
1. Работа с использованием наглядности
Детям по рядам предлагаются три картины. Первый ряд работает с первой картиной и письменно отвечает на вопрос: "Какого цвета бывают листья на деревьях?" Ответ начните со слов листья бывают.
Второй ряд работает со второй картиной и письменно отвечает на вопрос: "Какие птицы улетают в теплые края?" Ответ начните со слова улетают.
Третий ряд работает с третьей картиной и письменно отвечает на вопрос: "Что произошло с травой поздней осенью?" Ответ начинайте со слова трава.
Учащиеся на листочках составляют простые предложения. Проверка фронтальная - по рядам. Учитель прикрепляет на доску листки с предложениями учащихся, объединяя одинаковые предложения одним магнитом.
Ряд.1. Листья бывают желтые. Листья бывают зеленые. Листья бывают красные.
Ряд.2. Улетают стрижи. Улетают журавли. Улетают ласточки.
Ряд.3. Трава завяла. Трава пожухла. Трава засохла. Трава потемнела.
У. Подумайте, нельзя ли сказать о том же самом, но кратко - используя одно предложение? Кто догадался?
Дети отвечают.
Три ученика (по одному от каждого ряда) выходят к доске и записывают получившиеся предложения.
Учащиеся записывают все предложения в тетради.
2. Грамматический разбор
Произведите грамматический разбор предложения: подчеркните главные и второстепенные члены предложения.
Чем эти предложения необычны? В чем их особенность?
Д. В первом предложении три определения.
У. На какой вопрос отвечают эти слова?
Д. На вопрос какие?
У. К какому слову они относятся?
Д. К слову листья.
У. Покажите связь слов в предложении графически.
Дети у доски рисуют в предложении стрелки.
Такие слова (определения) называются "однородные члены предложения". Они отвечают на один и тот же вопрос и относятся к одному и тому же слову.
Новое в образовании:
Опытно-экспериментальная работа по организации групповойработы
На первом этапе (констатирующем) было необходимо установить уровень взаимодействия учащихся в группе, определить роль каждого ученика. Для достижения поставленной цели были использованы следующие методы: наблюдения за учениками при работе в группе; беседа с учащимися. Экспериментальное исследование ...
Развитие речевого аппарата
Второй год жизни является периодом становления и быстрого развития речи. С года до года и шести-восьми месяцев ребенок учится понимать речь, а во второй половине второго года жизни быстро увеличивается его словарный запас, совершенствуется его активная речь. Если для годовалого ребенка слова взросл ...
Понятие умственной отсталости
Для успешной коррекции нарушении необходимо точно понимать, каких детей следует считать умственно отсталыми, в чем особенность их познавательной и эмоционально-волевой сферы. «Исследования ученных (Л.В. Выготский, А.Р. Лурия, К.С. Лебединский, В.И. Лубовский, М.С. Певзнер, Г.Е. Сухарева и др.) дают ...