Организация самостоятельной работы учащихся
В настоящее время применяется главным образом традиционная методика формирования умений и навыков, которая складывалась десятилетиями. В последнее время стало заметным стремление повысить эффективность трудового обучения за счет усилия роли самоконтроля в процессе формирования умений и навыков.
Остановимся на методике обучения отдельных операций слесарной обработки металлов.
Разметка. Операция разметки довольно часто стоит на первом месте в технологическом процессе слесарной обработки деталей. Существуют несколько способов разметки: по шаблону, по образцу детали, по чертежу. Первые два обеспечивают большую производительность, однако применяются только при изготовлении партии одинаковых деталей. В условиях трудового обучения в школе разметка чаще всего выполняется по чертежу. С самого начала внимание учащихся обращаю на необходимость правильно держать линейку, угольник, чертилку и правильно проводить риски. Учащимся рассказываю, к каким последствиям в процессе обработки детали приводят ошибки в разметке – волнистые линии, проведение рисок за несколько проходов.
На первых порах дети допускают ошибки при откладывании размеров по линейке, начиная отсчет не от нуля, а от единицы. Поэтому необходимо тщательный контроль за качеством работы учащихся. Овладев начальными умениями разметки, учащиеся переходят к применению указанной операции при изготовлении изделий. Поэтому объекты работы следует подбирать так, чтобы сложность задания по разметке постепенно возрастала. Практикой установлено, что начинать следует с разметки от кромки заготовки, а затем переходить к разметке от осевых линий. Научившись построению простых геометрических фигур, ребята переходят к нанесению прямых рисок, сопряженных с криволинейными.
При разметке сложных контуров применяют шаблоны. При всей кажущейся простоте приемов разметки по шаблону приходится констатировать, что дети часто допускают ошибки. Обычно они плохо прижимают шаблон к заготовке, и он смещается во время разметки. На это следует обращать внимание учащихся.
Сложные контуры разметки бывает необходимо накернить. При этом тоже довольно часто допускают типичную ошибку: неправильно устанавливают кернер (вершина кернера не совпадает с линией разметки), делают одно углубление за несколько ударов, а не за один, как это положено.
Правка, гибка, клепка, рубка. Перечисленные операции выполняют с помощью молотка. Поэтому их называют ударными. Так, операция правки требует умения наносить точные удары молотком (обычно локтевые и кистевые), гибка сопровождается более сложными условиями труда, чем простая правка, так как приходится пользоваться оправками; при клепке требования к точности попадания возрастают еще больше, так как промахи приводят к порче поверхностей соединяемых деталей, что трудно устранить последующей обработкой. При рубке необходимо уметь попадать молотком точно в головку зубила, так как промахи приводят к травмам левой руки. Дополнительная сложность в данной работе обусловлена необходимостью изменять после каждого удара положение зубила. Таким образом, рубка требует умелой координации движений правой и левой рук.
Изготовление детали довольно часто начинается с оправки заготовки. Нередко учащиеся склонны рассматривать правку как вспомогательную операцию, не играющую важной роли в технологическом процессе. Поэтому следует убедить их, что от правильности выполнения правки во многом зависит качество будущего изделия.
Новое в образовании:
Развитие логической мышления при изучения раздела «Основы
алгоритмизации»
В основе системы знаний учащихся лежит сформированность системы понятий изучаемой предметной области. Владение понятийным аппаратом в большей степени определяет понимание учебного материала, его использование для решения прикладных задач. Каждое новое вводимое понятие должно быть четко определено, ...
Особенности физического воспитания детей первого года жизни
Режим детей первого года жизни основан на выработке динамического стереотипа в чередовании главных элементов — кормления, сна и бодрствования. Процесс привыкания к режиму детского учреждения, адаптация к новым условиям протекает у детей по-разному в зависимости от возраста, состояния здоровья, дома ...
Понятие в психолого-педагогической, философской, учебно-методической литературе
В педагогической, психологической, методической литературе указано, что мышление лежит в основе познания. Одна из характерных особенностей детского мышления – его наглядность, чувственно-практическая направленность. В процессе отражения окружающей действительности различают познание чувственное и л ...