Формирование умений и навыков по ручной обработке материалов

Педагогика и воспитание » Методика обучения ручным операциям по обработке древесины и металлов » Формирование умений и навыков по ручной обработке материалов

Страница 7

Строгание. Операция строгания является одной из наиболее часто применяемых при ручной обработке древесины. Поэтому она заслуживает самого серьезного внимания на занятиях в мастерских. Она требует пристального внимания также и потому, что является довольно сложной для учащихся, осваивается ими с большим трудом. Известно, что строгание древесины вручную выполняется с помощью различных стругов. Именно с этой операцией связано наибольшее количество разнообразных инструментов, приспособленных для различных условий работы. Однако ребятам приходится иметь дело главным образом с рубанком, шерхебелем и полуфуганком.

Каким бы инструментом ни приходилось работать учащимся, их деятельность включает такие основные этапы: выбор заготовки, заточка инструмента, наладка инструмента, разметка под строгание, строгание, сопровождающееся контролем качества обрабатываемой поверхности.

На преодоление трудностей следует прежде всего сосредоточить внимание детей, а для этого на первых порах им следует выдавать налаженный инструмент, обеспечить заготовками из мягкого, сухого материала с минимальным количеством сучков, т.е. устранить по возможности трудности, связанные с непосредственной обработкой древесины.

Демонстрируя учащимся рабочую позу, я подчеркиваю, что инструмент перемещают только руками, а корпус остается неподвижным, и объясняю почему, несмотря на это, дети непроизвольно нарушают мои указания. За этим приходится следить, и неоднократно делать замечания отдельным учащимся или классу в целом. При строгании древесины важно научиться балансировать усилия рук с тем, чтобы не «заваливать» поверхность в начале и конце рабочего прохода. Детям показываю, как этого добиться. Для большей ясности демонстрирую таблицу, на которой изображено. Как должны быть направлены усилия левой и правой рук в различных точках обрабатываемой поверхности. Тем не менее учащимся обычно не сразу удается овладеть данным приемом. Поэтому мне следует иметь это в виду, целесообразно проводить фронтальные текущие инструктажи, демонстрируя детям допускаемые ими ошибки и пути их устранения.

Учащиеся, все внимание которых поглощено непосредственным процессом снятия стружки с поверхности заготовки, часто забывают, что шерхебелем строгают преимущественно под острым углом к направлению волокон, а рубанком – вдоль волокон. Это приводит к тому, что, работая шерхебелем, они снимают больше материала, чем это намечено.

Овладевая операцией строгания древесины, дети испытывают значительные трудности при заточке и наладке инструмента. Налаживая инструмент, следует иметь в виду, что, чем на большую величину выпущено лезвие, тем большие усилия необходимо прикладывать в процессе работы.

В процессе строгания важное место занимают контрольно-измерительные операции. Я демонстрирую приемы пользования линейкой при проверке обработанной поверхности, а также приемы пользования угольником для проверки поверхностей, сопряженных под прямым углом. Пользуясь угольником, дети часто допускают ошибки, они по невнимательности прижимают колодку угольника к необработанной поверхности либо неплотно прижимают ее к отстроганной грани.

К операции строгания древесины предъявляются определенные требования, которые учащиеся, к сожалению, не всегда выполняют. Так, они далеко не всегда кладут струги набок подошвой от себя, очищают инструмент руками, не пользуются безопасными приемами при сборке и разборке режущего инструмента, нарушают правила техники безопасности при заточке лезвия. В связи с этим изучение правил техники безопасности должно быть в центре внимания учащихся.

Страницы: 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Новое в образовании:

Информационная функция
Информационная функция направлена на сбор и обработку информации по проблемам методической работы, на выявление и создание банков данных по актуальным вопросам деятельности учреждения дополнительного образования детей. Требования к информации: актуальность; насыщенность; предельная конкретность; об ...

Возможности внеклассной работы в формировании краеведческих знаний младших школьников с ЗПР
Анализ данных, полученных в констатирующем эксперименте, подтвердил необходимость проведения систематической работы по формированию краеведческих знаний младших школьников с ЗПР. Цель обучающего эксперимента: разработать систему занятий по формированию краеведческих знаний младших школьников с ЗПР ...

Рекомендации по эффективному использованию компонентов ИОС
· Тщательно планировать содержание компонентов ИОС. · Мотивировать студентов к созданию и поддержанию работы компонентов ИОС. Предлагать студентам в качестве заданий накопительной части ТК РНС задания по преобразованию имеющихся учебных и методических материалов в электронный вариант. · Преподавате ...

НАВИГАЦИЯ

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.eduinfluence.ru