Проектирование профессиональных компетенций студентов

Педагогика и воспитание » Профессиональное образование в условиях реализации ФГОС » Проектирование профессиональных компетенций студентов

Страница 2

2. Рабочие программы учебных предметов зачастую были построены вне контекста профессиональной деятельности; отсутствует учебное проектирование, которое должно объединять теоретическую и практическую профессиональную подготовку;

3. Не в полном объеме использовались ресурсы таких средств образовательно-воспитательной деятельности, как средства социального воспитания, проектирование, моделирование, а также метод модерации.

4. Не предусматривались содержательные разделы всей предметной подготовки, обусловливающие развитие и становление рефлексивно-ориентированных профессиональных умений, а также профессиональных умений, имеющих аналитическую основу и предполагающих прогнозирование как компонент профессиональной деятельности.

Отмеченные проблемные зоны детерминировались несколькими факторами, среди которых фактор целеполагания, фактор преемственности, фактор непрерывности и др. Однако наиболее существенным и определяющим в существовании проблемных зон становления профессиональных компетенций студентов вузов является фактор неопределенности, обуславливающий необходимость уточнения соотношения таких понятий, как "специальность", "профессия" и "квалификация", поскольку спецификой профессионального обучения как отрасли социального знания и поля практической деятельности является наличие противоречия между профессией и специальностью.

Специальность ориентирована, прежде всего, на отчуждение носителями знания (субъектами, информационными, телекоммуникационными и пр.) и присвоение (субъектами образовательного процесса – студентами) научно-рациональных знаний, а потому зачастую отождествляется с изучаемой предметной областью. Негласной целью многих профессиональных учебных заведений является стремление научить будущего специалиста основам преподаваемых дисциплин концептуально содержательно и методически. Это порождает осознание студентом того, что его учили не профессии и не профессиональным умениям, что он не в состоянии понять и найти способ решения многих профессиональных задач, с которыми он сталкивается по месту практики и затем работы в образовательном учреждении, осознание отсутствия целостности образовательной и профессиональной подготовки.

Профессия вбирает в себя, в отличие от специальности, большое количество аспектов деятельности - диагностической, проектной, технологической, конструктивной, управленческой, исследовательской. В основе любой деятельности лежит объединяющий философский принцип общеметодологичсекого свойства – интеграционный в соответствии которому из учреждений системы среднего профессионального образования выпускается большой спектр специалистов.

Ведущая идея профессиональной подготовки студента вуза или колледжа заключается в овладении профессиональными умениями конструирования форм, методов и средств развития.

Кроме специальности и профессии в профессиональном образовании определенную роль, достаточно самостоятельно обособленную, имеет квалификация, отражающая специфику того вида специальности, которой овладевает студент.

Объединяя специальность, профессию и квалификацию можно определить специальность, квалификационное звание, область деятельности, механизмы повышения и расширения профессиональной квалификации молодого специалиста и, следовательно, общие, особенные и единичные (то есть совершенно специфичные для данной квалификационной области) профессиональные умения.

Современная профессиональная подготовка специалиста должна предполагать качественное изменение структуры и содержания образования. Как один из наиболее приемлемых вариантов подобного преобразования с использованием метода проектирования профессионального образования предлагают В.А. Болотов, Е.И. Исаев, В.И. Слободчиков, Н.А. Шайденко.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Новое в образовании:

Характеристика коммуникативной функции речи
Коммуникативная функция речи - это использование речи для сообщения другим какой-либо информации или побуждения их к действиям. При передаче сообщения, происходит указание на какой - либо предмет, что обозначается как указательная, или индикативная, функция речи, а также высказывание собственных су ...

Убеждение как важнейший метод воспитания
Метод убеждения в воспитании - это путь воздействия на знание школьника для разъяснения фактов и явлений общественной и личной жизни, формирования взглядов. Метод убеждения является ведущим в воспитательной работе. Умело пользоваться словом обязан каждый учитель. Нельзя безответственно бросаться сл ...

Анализ школьных программ и учебников по русскому языку для начальной школы
Однородные члены предложения в начальной школе по разным системам изучаются в разных классах, так по системе Л.В. Занкова изучение происходит в 3 классе, а по программе М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко - в 4 классе. В 3 классе по программе А.В. Поляковой изучаются главные и второстепенные члены пред ...

НАВИГАЦИЯ

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.eduinfluence.ru