Проектирование профессиональных компетенций студентов

Педагогика и воспитание » Профессиональное образование в условиях реализации ФГОС » Проектирование профессиональных компетенций студентов

Страница 2

2. Рабочие программы учебных предметов зачастую были построены вне контекста профессиональной деятельности; отсутствует учебное проектирование, которое должно объединять теоретическую и практическую профессиональную подготовку;

3. Не в полном объеме использовались ресурсы таких средств образовательно-воспитательной деятельности, как средства социального воспитания, проектирование, моделирование, а также метод модерации.

4. Не предусматривались содержательные разделы всей предметной подготовки, обусловливающие развитие и становление рефлексивно-ориентированных профессиональных умений, а также профессиональных умений, имеющих аналитическую основу и предполагающих прогнозирование как компонент профессиональной деятельности.

Отмеченные проблемные зоны детерминировались несколькими факторами, среди которых фактор целеполагания, фактор преемственности, фактор непрерывности и др. Однако наиболее существенным и определяющим в существовании проблемных зон становления профессиональных компетенций студентов вузов является фактор неопределенности, обуславливающий необходимость уточнения соотношения таких понятий, как "специальность", "профессия" и "квалификация", поскольку спецификой профессионального обучения как отрасли социального знания и поля практической деятельности является наличие противоречия между профессией и специальностью.

Специальность ориентирована, прежде всего, на отчуждение носителями знания (субъектами, информационными, телекоммуникационными и пр.) и присвоение (субъектами образовательного процесса – студентами) научно-рациональных знаний, а потому зачастую отождествляется с изучаемой предметной областью. Негласной целью многих профессиональных учебных заведений является стремление научить будущего специалиста основам преподаваемых дисциплин концептуально содержательно и методически. Это порождает осознание студентом того, что его учили не профессии и не профессиональным умениям, что он не в состоянии понять и найти способ решения многих профессиональных задач, с которыми он сталкивается по месту практики и затем работы в образовательном учреждении, осознание отсутствия целостности образовательной и профессиональной подготовки.

Профессия вбирает в себя, в отличие от специальности, большое количество аспектов деятельности - диагностической, проектной, технологической, конструктивной, управленческой, исследовательской. В основе любой деятельности лежит объединяющий философский принцип общеметодологичсекого свойства – интеграционный в соответствии которому из учреждений системы среднего профессионального образования выпускается большой спектр специалистов.

Ведущая идея профессиональной подготовки студента вуза или колледжа заключается в овладении профессиональными умениями конструирования форм, методов и средств развития.

Кроме специальности и профессии в профессиональном образовании определенную роль, достаточно самостоятельно обособленную, имеет квалификация, отражающая специфику того вида специальности, которой овладевает студент.

Объединяя специальность, профессию и квалификацию можно определить специальность, квалификационное звание, область деятельности, механизмы повышения и расширения профессиональной квалификации молодого специалиста и, следовательно, общие, особенные и единичные (то есть совершенно специфичные для данной квалификационной области) профессиональные умения.

Современная профессиональная подготовка специалиста должна предполагать качественное изменение структуры и содержания образования. Как один из наиболее приемлемых вариантов подобного преобразования с использованием метода проектирования профессионального образования предлагают В.А. Болотов, Е.И. Исаев, В.И. Слободчиков, Н.А. Шайденко.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Новое в образовании:

Практические рекомендации педагогу по работе с детьми страдающими СДВГ
1. Введите знаковую систему оценивания. Хорошее поведение и успехи вознаграждайте. Не жалейте похвалы для ребёнка, если он успешно справился даже с небольшим заданием. 2. Изменяйте режим занятия – устраивайте режим занятия – устраивайте минутки активного отдыха с лёгкими физическими упражнениями и ...

Сравнение с исходной ситуацией, оценка результативности
Для того чтобы увидеть результативность формирования коммуникативной компетентности по средствам сюжетно-ролевой игры необходимо проследить динамику развития коммуникативной компетентности. Для этого необходимо сравнить полученные данные исходной ситуации с данными контрольной ситуации. Для начала ...

Средства мультимедиа в образовательном процессе
Многие преподаватели впервые сталкиваются с понятием мультимедиа, когда в их распоряжении оказывается компьютер, оснащенный специальным оборудованием, позволяющий работать с самой разнообразной информацией, такой как текст, звук, неподвижные и движущиеся изображения. Для большинства людей, имеющих ...

НАВИГАЦИЯ

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.eduinfluence.ru