Проектирование профессиональных компетенций студентов

Педагогика и воспитание » Профессиональное образование в условиях реализации ФГОС » Проектирование профессиональных компетенций студентов

Страница 3

Сфера образования, образовательный процесс и профессиональная деятельность являются тремя основаниями для развития профессиональной системы в целом и становления профессиональных умений студентов, в частности.

Н.Ф.Талызина определяет "три основные узла" процесса профессиональной подготовки студента - цель подготовки (для чего учить ?), содержание (чему учить?), принципы организации (как учить?), где цель является первоочередным звеном всей модели профессиональной подготовки. Вместе с тем, мы разделяем позицию Е.П. Белозерцева, В.В. Серикова, В.А. Сластенина о том, что в профессиональной деятельности часто очень трудно разделить личностные и профессиональные начала, т.к. педагогические знания и педагогическая деятельность существуют как личностные знания и индивидуальная самостоятельная деятельность.

Профессиональные характеристики студента и будущего педагога включают не только знания и умения, необходимые для реализации основных функций в пофессиональной деятельности, но и, прежде всего, ценностные ориентации, профессиональная мотивация направленность. Рефлексия таких характеристик самим студентом формирует базис развития профессиональных умений. Именно рефлексивно-смысловая деятельность, будучи основой профессиональной деятельности, обеспечивает реализацию главной потребности человека - быть личностью саморазвивающейся, и самосовершенствующейся, уметь гармонизировать собственные потребности и жизнь.

Ряд ученых, в частности А.Д. Марков, полагает, что развитие личности студента - будущего педагога должно строиться на принципах "профессиографии". Под профессиограммой специалиста понимается модель выпускника профессионального учебного заведения, выстроенная на базе квалификационной характеристики специальности.

Хотя понятие профессиографии представлено весьма широко, включает профессионально-педагогические характеристики - цели обучения, структура, сроки, формы, объем знаний и умений и профессионально-технические - сфера деятельности, средства труда, профессиональные знания и имеет много достоинств, однако, нельзя не отметить, что такая трактовка схемы подготовки будущего специалиста с точки зрения его профессионального становления имеет много противоречий из-за схематизма, обобщенного, абстрактного представления о профессии.

Именно этот схематизм не дает возможность в профессиограмме, какой бы детализированной она ни была, иерархиизировать профессиональные умения по методологическим признакам с последующим определением конкретных средств образовательного и воспитательного процесса, применение которых обеспечит формирование этих профессиональных умений.

Несколько другой подход к проектированию профессионального становления складывается там, где приоритет отдается профессиональной направленности личности - идейно-нравственной, профессионально-педагогической, познавательной. Ученые утверждают, что если сосредоточиться на других качествах личности, то за чертой внимания останутся главные профессиональные признаки - умения и усложнится раскрытие специфики профессиональной деятельности, она становится излишне закамуфлированной.

Очень похожая точка зрения высказывается в работах В.П. Беспалько. Автор отдает приоритет профессиональной деятельности "ремесленника", а свойства личности опосредует через технологию работы профессионально - деятельностного и операционально-исполнительного функционирования.

В нашем понимании (вслед за И.А. Колесниковой и Н.К. Сергеевым) подготовка студента предполагает не только развитие умений профессиональной деятельности, но и не допускает отчуждения целостных личностных свойств с использованием собственной уникальности при решении профессиональных задач различного содержания.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Новое в образовании:

Профессионально значимые качества личности педагога и пути их совершенствования
Проблема оптимизации педагогической деятельности в любых образовательных учреждениях традиционно актуальна. Один из путей ее решения заключается в усилении профессионально значимых качеств личности педагогов (Зимняя И.А., Лифинцева Н.И., Маркова А.К., Митина Л.М., Сластенин В.А.). Центры психолого- ...

Характер усвоения грамматического строя
Гвоздев А.Н. выделяет следующую периодизацию в формировании грамматического строя русского языка: 1. Период предложений, состоящих из аморфных слов – корней: А) время однословного предложения (от 1г.3м. до 1г.8м.); Б) время предложений из нескольких слов (главным образом двухсловные предложения от ...

Анализ педагогической деятельности Асафа Мессерера
Достойный представитель известнейшей театральной династии, к которой принадлежат актёры Азарий и Рахиль Мессереры, танцовщица и педагог Суламифь Мессерер, Майя Плисецкая и сын Асафа, художник Борис Мессерер. Выпускник Московского хореографического училища, солист Большого театра, Асаф Мессерер обла ...

НАВИГАЦИЯ

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.eduinfluence.ru