Сфера образования, образовательный процесс и профессиональная деятельность являются тремя основаниями для развития профессиональной системы в целом и становления профессиональных умений студентов, в частности.
Н.Ф.Талызина определяет "три основные узла" процесса профессиональной подготовки студента - цель подготовки (для чего учить ?), содержание (чему учить?), принципы организации (как учить?), где цель является первоочередным звеном всей модели профессиональной подготовки. Вместе с тем, мы разделяем позицию Е.П. Белозерцева, В.В. Серикова, В.А. Сластенина о том, что в профессиональной деятельности часто очень трудно разделить личностные и профессиональные начала, т.к. педагогические знания и педагогическая деятельность существуют как личностные знания и индивидуальная самостоятельная деятельность.
Профессиональные характеристики студента и будущего педагога включают не только знания и умения, необходимые для реализации основных функций в пофессиональной деятельности, но и, прежде всего, ценностные ориентации, профессиональная мотивация направленность. Рефлексия таких характеристик самим студентом формирует базис развития профессиональных умений. Именно рефлексивно-смысловая деятельность, будучи основой профессиональной деятельности, обеспечивает реализацию главной потребности человека - быть личностью саморазвивающейся, и самосовершенствующейся, уметь гармонизировать собственные потребности и жизнь.
Ряд ученых, в частности А.Д. Марков, полагает, что развитие личности студента - будущего педагога должно строиться на принципах "профессиографии". Под профессиограммой специалиста понимается модель выпускника профессионального учебного заведения, выстроенная на базе квалификационной характеристики специальности.
Хотя понятие профессиографии представлено весьма широко, включает профессионально-педагогические характеристики - цели обучения, структура, сроки, формы, объем знаний и умений и профессионально-технические - сфера деятельности, средства труда, профессиональные знания и имеет много достоинств, однако, нельзя не отметить, что такая трактовка схемы подготовки будущего специалиста с точки зрения его профессионального становления имеет много противоречий из-за схематизма, обобщенного, абстрактного представления о профессии.
Именно этот схематизм не дает возможность в профессиограмме, какой бы детализированной она ни была, иерархиизировать профессиональные умения по методологическим признакам с последующим определением конкретных средств образовательного и воспитательного процесса, применение которых обеспечит формирование этих профессиональных умений.
Несколько другой подход к проектированию профессионального становления складывается там, где приоритет отдается профессиональной направленности личности - идейно-нравственной, профессионально-педагогической, познавательной. Ученые утверждают, что если сосредоточиться на других качествах личности, то за чертой внимания останутся главные профессиональные признаки - умения и усложнится раскрытие специфики профессиональной деятельности, она становится излишне закамуфлированной.
Очень похожая точка зрения высказывается в работах В.П. Беспалько. Автор отдает приоритет профессиональной деятельности "ремесленника", а свойства личности опосредует через технологию работы профессионально - деятельностного и операционально-исполнительного функционирования.
В нашем понимании (вслед за И.А. Колесниковой и Н.К. Сергеевым) подготовка студента предполагает не только развитие умений профессиональной деятельности, но и не допускает отчуждения целостных личностных свойств с использованием собственной уникальности при решении профессиональных задач различного содержания.
Новое в образовании:
Виды деятельности дошкольника
Главной и ведущей деятельностью дошкольного возраста является сюжетно-ролевая игра, т. е. деятельность, в которой дети берут на себя те или иные функции взрослых людей и в специально создаваемых ими игровых, воображаемых условиях воспроизводят (или моделируют) деятельность взрослых и отношения межд ...
Уровни, критерии и показатели эстетической культуры школьников
Для того чтобы определить исходный уровень эстетической культуры школьников и отследить в динамике процесс эстетического воспитания в условиях учреждения дополнительного образования необходимо уточнить уровни, критерии и показатели эстетической культуры школьников. Учреждение дополнительного образо ...
Роль подвижной игры в развитии основных движений у детей младшего
дошкольного возраста
Систематическая, наполненная разнообразным содержанием двигательная деятельность детей играет важную роль в их физическом и психическом развитии. Расширение и обогащение двигательного опыта детей — одна из основных задач, стоящих перед воспитателем детского сада.Мы постоянно проявляем заботу о созд ...