Проектирование профессиональных компетенций студентов

Педагогика и воспитание » Профессиональное образование в условиях реализации ФГОС » Проектирование профессиональных компетенций студентов

Страница 5

Рефлексии собственных действий по планированию, проектированию и решению профессиональных педагогических задач различной сложности;

Инициирования самоуправления собственным профессиональным развитием.

Умение как психологическое понятие исследовались многими отечественными и зарубежными учеными. К примеру,

В.А. Петровский определяет умение как освоенный субъектом способ выполнения действия, обеспечиваемый совокупностью приобретенных знаний и навыков;

В.А. Крутецкий рассматривает умения как способ применения знаний в практической деятельности;

К.К. Платонов трактует умение как совокупность знаний и гибких навыков, обеспечивающую возможность выполнения определенной деятельности или действия в определенных условиях.

Реальные представления о профессиональных умениях студентов складываются не только из стандартизированной образовательной базы, но и из документально определенного функционала специалистов - практиков.

Очевидно, что приобрести практические компетенции только в процессе изучения теоретических дисциплин невозможно. Для этого должны быть созданы специальные условия, обеспечивающие приоритетное включение студентов в некую активную или инициирующую активность, самостоятельность, рефлексивную позицию деятельность. Деятельность, отвечающая указанным признакам, организуется в процессе прохождения студентом учебной, производственной, стажерской и иных видов практики.

Поэтому проектирование профессиональных умений студента требует деятельностного подхода в сочетании с социально – системным основанием практической деятельности студентов.

Именно сочетание практической, управленческой и исследовательской деятельности, которую должен освоить студент, предъявляет особые требования к организации и проведению практики.

Практика рассматривается рядом исследователей (О.А. Абдулина, Е.П. Белозерцев, В.П. Горленко, В.С. Морозова, В.К. Розов) в качестве интегрирующего и стержневого компонента профессионального становления студента. Она является связующим звеном между теоретическим обучением и самостоятельной работой студентов. Практика, по мнению В.В. Краевского, - это прежде всего процесс овладения различными видами профессиональной деятельности, в котором преднамеренно создаются условия для самопознания, самоопределения студента в различных профессиональных ролях и формируется потребность самосовершенствования в профессиональной деятельности.

Анализ различных нормативных документов и учебно-методических материалов, посвященных профессиональной подготовке социального педагога, позволил выделить цель практики: овладение профессиональными умениями на уровне, соответствующем избранной квалификации.

Однако данная формулировка цели требует уточнения, так как подготовить на сегодняшний день выпускника высокой квалификации - это далеко не все. Ситуация, которую переживает российское общество, характеризующаяся кризисными явлениями в экономике, социальном строительстве, культурной и ценностно-ориентационной сферах, ставит перед системой среднего профессионального образования задачу подготовки специалиста не только профессионально компетентного и конкурентоспособного, но и гуманистически ориентированного, обладающего рефлексивной потребностью, рефлексивной мотивацией, и стремящегося к осмыслению происходящего в профессиональном поле.

Эта задача может быть решена только в рамках новой гуманистической парадигмы образования. Основные методологические положения этой парадигмы, по мнению Вербицкого, сводятся к следующему: в основе практического познания и освоения мира, профессии, опыта лежит квазипрофессиональная деятельность, характеризующаяся положениями теории преобразующей практики, которая опирается на науки о человеке и обществе (психологию, педагогику, социологию), социальное проектирование, менеджмент; в выборе решений, принимаемых в квазипрофессиональной деятельности, студент должен опираться на нравственные общечеловеческие нормы и профессиональные умения, не разграничивая их, а интегрируя и обобщая всю информационную базу по возникшей профессиональной задаче.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Новое в образовании:

Речь как средство общения и один из ведущих показателей уровня сформированности коммуникативной компетентности
Вербальная коммуникация использует в качестве знаковой системы человеческую речь. Речь является самым универсальным средством коммуникации, поскольку при передачи информации при помощи речи менее всего теряется смысл сообщения. Этому должна сопутствовать высокая степень общности понимания ситуации ...

Виды и структура идентичности
Мнения и представления разных авторов о видах, типах и структуре идентичности достаточно многообразны и претерпели исторические изменения. В частности, Эриксон еще в 1968 году выделял: 1. Эго-идентичность; 2. позитивную идентичность; 3. негативную идентичность. De Levita различает следующие формы и ...

Истоки декоративно-прикладного искусства
Декоративное искусство зародилось при родовом строе, когда человек украшался браслетами, кольцами. Позднее появились предметы украшения одежды, затем жилья. Искусство создавать такие вещи стали называть декоративным («декор» от франц. – «украшение»). Издавна из дерева возводили дома, изготовляли ут ...

НАВИГАЦИЯ

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.eduinfluence.ru