Проектирование профессиональных компетенций студентов

Педагогика и воспитание » Профессиональное образование в условиях реализации ФГОС » Проектирование профессиональных компетенций студентов

Страница 4

В последние десятилетия в профессионально педагогических и психологических исследованиях много внимания уделялось моделированию результата профессиональной подготовки выпускника. В качестве назывных примеров различного рода моделей можно привести: «модель выпускника», «модель личности выпускника», «модель специалиста», «модель профессионально значимых качеств выпускника», «модель профессиональных умений выпускника», «модель профессиональной деятельности выпускника» и другие.

В некоторых исследованиях (Н.Н. Лебедева, Л.А. Шипилина) моделирование (создание модели) реализуется на принципе совокупности "личностных блоков". При таком подходе модель выпускника включает в себя единство свойств и характеристик личности, выражающих ее нравственно-мировоззренческие и гражданские позиции с учетом современных запросов общества и самой личности, характеристику знаний выпускника. Система таких качеств, по мнению В.С. Ильина, адекватно представляет научную картину предстоящей профессиональной деятельности.

Такой подход может обеспечить формирование профессиональной компетенции выпускника не как простого исполнителя, а как соисполнителя – проектировщика инновационного образовательного процесса, специалиста, осознанно формирующего у себя инициативность, личностную и индивидуальную профессиональную активную позицию.

Опишем ведущие позиции применения метода моделирования.

Модель в определенной степени упрощает предполагаемую структуру ожидаемого оригинала. Она является результатом абстрактного обобщения практического опыта какой-либо деятельности, производственного процесса или явления. Через моделирование снимаются основания для противопоставления теоретического и эмпирического уровней отражения цели. Модель профессиональной подготовки студентов не является альтернативой квалификационной характеристике, а метод моделирования используется как базовое действие для ее определения. В этом случае модель определяется как стратегия достижения конечного результата деятельности.

Модель профессиональной подготовки будущего специалиста должна быть обобщенной, но сохраняющей заданную стратегичность в разных ситуациях ее реализации. В то же время модель обладает свойствами конкретности и системности в качественных характеристиках, одной из которых становятся профессиональные умения выпускника педагогического колледжа.

Существует несколько вариантов моделирования требований, предъявляемых к подготовке выпускника. В их числе модель, в основе которой анализ знаний и умений выпускника (Н.Ф. Талызина); другой вид модели представлен анализом педагогической деятельности, ее составом, структурой и требованиям к личности учителя (В.П. Зинченко, Н.В. Кузьмина). Данная модель определяется или имеет условное значение как модель личности специалиста (В.А. Сластенин, Е.Н. Шиянов, Е.В. Шушкунов и др.). Здесь усилия исследователей направлены на разработку способов отражения целостной природы личности. Усиление целостности в представлениях о целях профессиональной подготовки специалиста (Е.П. Белозерцев, В.С. Ильин, П.М. Якобсон, и др.) становится задачей педагогической деонтологии.

Ориентация будущего учителя в сфере его профессиональной деятельности, выработка отношения к себе как к профессионалу, к другим участникам педагогического процесса, а также помощь ему в освоении профессиональных умений, в воспитании профессионально значимых качеств личности, в выработке индивидуального стиля возможны, если обозначенная модель личности будет функционировать на основе:

Осознания и осмысления собственного опыта профессиональной деятельности;

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Новое в образовании:

Анализ раздела «Числа и цифры» современных программ
Ориентировка в современных программах развития и воспитания детей в детском саду, изучение их дает основание для выбора методики. В современные программы («Развитие», «Радуга», «Детство», «Истоки» и др.), как правило, включается то логико-математическое содержание, освоение которого способствует ра ...

Правописание безударных гласных в корне слова
Цель: повторить и закрепить знания учащихся по орфографии, вспомнить орфограммы, регулирующие правописание безударной гласной в корне, показать связь орфографии с морфемикой и словообразованием, выявить пробелы учащихся в их подготовке по данным разделам курса русского языка; развивать умения свобо ...

Сравнительный анализ констатирующего и контрольного экспериментов в контрольной и экспериментальной группах
При анализе результатов констатирующего и контрольного экспериментов, выявилось, что при производственной деятельности (тест «Рукавички») коммуникативные навыки проявляются гораздо выше, чем в ситуациях непосредственного общения («Незавершенная сказка»). Предполагаем, что это связано с тем, что пер ...

НАВИГАЦИЯ

Copyright © 2022 - All Rights Reserved - www.eduinfluence.ru