Проектирование профессиональных компетенций студентов

Педагогика и воспитание » Профессиональное образование в условиях реализации ФГОС » Проектирование профессиональных компетенций студентов

Страница 6

Методологической основой проектирования практики как системного объекта служит деятельностный подход к процессу профессионального становления студента. Именно включение студента в различные виды деятельности, имеющей четко сформулированные задачи, и проявления активности его позиции способствуют успешному профессиональному становлению. Таким образом, цель практики можно сформулировать как триаду: формирование, развитие и становление профессиональных умений и личностных качеств специалиста профессиональной направленности и на их основе овладение различными способами решения профессиональных задач.

Исходя из представленной формулировки цели, можно определить основные задачи практики:

1. Создание целостности, группировка, классификация, углубление, рефлексия и совершенствование теоретических знаний.

2. Установление связей теоретических знаний с практической деятельностью, формирование умения соотносить теоретические знания и типы профессиональных задач, подлежащих анализу и решению в ходе практики;

3. Развитие личностных качеств, необходимых специалисту в его профессиональной деятельности;

4. Формирование профессиональных умений: коммуникативных, организаторских, диагностических, проектировочных, дидактических; аналитических;

5. Создание условий для развития способностей и самореализации студента, для формирования его собственного индивидуального стиля профессиональной деятельности;

6. Формирование у студентов творческого и исследовательского подходов к профессиональной деятельности;

7. Развитие навыков профессиональной рефлексии.

Задачи практики детерминируются принципами проектирования профессиональных умений студентов:

- обратной связи теоретического обучения и практики, означающего,- с одной стороны, осмысление и применение студентами на практике теоретических знаний о человеке и обществе, приобретенных при изучении общегуманитарных и социально-экономических, математических и естественно-научных, общепрофессиональных и специальных дисциплин; осознание их значимости для успешной профессиональной деятельности, а с другой - закрепление при изучении теоретических дисциплин и в учебно-исследовательской работе эмпирических знаний, полученных на практике. Реализация этого принципа требует интегрированного подхода к разработке содержания заданий практики, которые должны быть такими, чтобы их выполнение требовало объединения знаний из различных учебных курсов. Особое внимание с точки зрения реализации этого принципа уделяется оформлению результатов практики - отчет должен носить не формальный, а проектно-творческий характер. В то же время и обучение по различным дисциплинам должно строиться так, чтобы практический опыт студентов постоянно актуализировался, осмыслялся с различных точек зрения, с позиций разных учебных дисциплин; последовательности, регламентирующем поэтапное освоение профессиональных умений и навыков, овладение профессиональными функциями; преемственности, определяющим содержательную взаимосвязь всех видов практики, когда освоение нового осуществляется на основе опыта, приобретенного студентами на предыдущих этапах практики. динамичности, обеспечивающим постепенное усложнение задач различных видов практики, расширение спектра социальных ролей и видов деятельности, в которые включается студент, увеличение объема и усложнение содержания деятельности, которая от курса к курсу становится все ближе к деятельности профессионала; полифункциоиальности, предполагающим одновременное выполнение в ходе практики различных профессиональных функций (социального педагога, воспитателя, организатора детского коллектива и др.) и овладение в различных видах практики различными профессиональными ролями (организатор деятельности, управленец, эксперт, практик, защитник, посредник, помощник, консультант и т. д.), а в перспективе - возможность освоения в процессе практики основ нескольких специализаций как базы для успешной адаптации в меняющихся социальных условиях и повышения конкурентоспособности будущего специалиста на рынке труда; перспективности, определяющим знакомство со сферами деятельности. свободы выбора, с помощью которого учет интересов и потребностей как студентов, так и руководителей практики осуществляется через выбор места прохождения практики, содержания заданий в рамках общих задач данного вида практики, тематики совместной практической и научно-исследовательской работы. Этот принцип требует, чтобы в программе практики студенту, начиная с первого курса, предлагались, не только обязательные задания, но и задания на выбор, а на старших курсах студенты могли бы самостоятельно выбирать площадку практики в зависимости от будущей профессиональной деятельности, вносить в программу практики индивидуальные элементы в соответствии со своими профессиональными интересами, а также индивидуальные исследовательские задания, связанные с выполнением курсовых и выпускных квалификационных работ; сотрудничества, обеспечивающего создание в ходе практики таких условий, при которых отношения между студентом и руководителями практики строятся на приоритете доверия и партнерства. Студент выступает не в роли пассивного объекта обучения, а сразу же осознает себя самостоятельным субъектом профессиональной деятельности.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Новое в образовании:

Основные положения педагогической теории
Начальный этап всего воспитательного процесса — педагогическое проектирование. Как в любом другом деле необходим проект будущего изделия, так и в воспитании важно заранее представлять, какие качества следует развить у воспитанников, т.е. определить цель воспитания. Цель воспитательной работы предус ...

Структура информационно-образовательной среды в Педагогическом колледже №1 им. Некрасова
В этом разделе нашей работы мы рассмотрим основные компоненты ИОС, которые входят в структуру ИОС Некрасовского колледжа. I. Виртуальное представительство. Итак, в каждом образовательном учреждении существует виртуальное представительство (ВП). ВП учебного заведения представляет собой взаимосвязанн ...

Программа диагностики формирования коммуникативных универсальных учебных действий
Мы построили программу исследования на основе методик под названием «типовые задачи» предложенные ведущими отечественными учеными А.Г.Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская. Также для доказательства гипотезы учащиеся были распределены на экспериментальную группу 48 детей (1»а», 1»б») и контроль ...

НАВИГАЦИЯ

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.eduinfluence.ru