Проектирование компетентностно-ориентированных основных образовательных программ и учебного плана педагогического вуза

Педагогика и воспитание » Профессиональное образование в условиях реализации ФГОС » Проектирование компетентностно-ориентированных основных образовательных программ и учебного плана педагогического вуза

Страница 12

Современное развитие образования характеризуется сменой парадигм, переходом от парадигмы обучения к парадигме учения. В рамках традиционной парадигмы обучения сложились хорошо отработанные структуры для обеспечения преподавательской деятельности, которая изначально понимается как информационная, сводящаяся в основном к чтению лекций и проведению семинарских и практических занятий в лекционно-дискуссионном «формате». Парадигма учения связана с самостоятельным осознанным освоением научного знания каждым студентом, с конструированием и «выращиванием» знания. Хочется заметить, что не все компоненты старой и новой парадигмы вступают в противоречие между собой, здесь действует принцип сочетания традиций и инноваций в образовательном процессе.

Соотношение удельного веса занятий лекционного типа и аудиторных занятий определяются ФГОС: «Занятия лекционного типа не могут составлять более 40 процентов аудиторных занятий». Реализация компетентностного подхода должна предусматривать широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (компьютерных симуляций, деловых и ролевых игр, разбора конкретных ситуаций, психологических и иных тренингов) в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся.

Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах, определяется главной целью ООП, особенностью контингента обучающихся и содержанием конкретных дисциплин, и в целом в учебном процессе они должны составлять не менее 20 процентов аудиторных занятий.

Утверждение парадигмы высшего образования, ориентированной на студента, на реализацию его академических свобод, и возможность широкого выбора в образовательном процессе, означает переход от коллективной к индивидуальной форме обучения, возрастание роли самостоятельной работы (СР) студента, повышение его ответственности за результаты учебной деятельности.

Парадигма учения связана с самостоятельным осознанным освоением научного знания каждым студентом, с конструированием и «выращиванием» знания. Под самостоятельной работой студентов сегодня понимается вид учебно-познавательной деятельности по освоению профессиональной образовательной программы, осуществляемой в определенной системе, при партнерском участии преподавателя в ее планировании и оценке достижения конкретного результата (Соколова И.Б.).

В учебных планах распределяются часы по семестрам, выделяемые на самостоятельную работу студентов. Дисциплины, изучаемые на 1-м и 2-м курсах, имеют больше аудиторной, чем самостоятельной работы студентов, а дисциплины, изучаемые на старших курсах, наоборот, аудиторной меньше, чем самостоятельной работы студентов. Это связано с тем, что на старших курсах читаются в основном профессиональные дисциплины, требуют большого объема самостоятельной работы студентов.

Трудоемкость самостоятельной работы студентов определяется также продолжительностью изучения дисциплины: в одном, двух или трех семестрах. Дисциплины, изучаемые в двух и более семестрах, имеют не только большой объем самостоятельной работы, но и более равномерный график ее выполнения.

Контроль технологически организованной самостоятельной работы на рейтинговой основе предусматривает создание системы сквозной, непрерывной аттестации студентов, т.е. такого способа организации образовательного процесса, при котором обеспечиваются ритмичность обучения и накопление балльного результата в течение некоторого периода времени.

В отличие от традиционной системы обучения, в которой применяются такие формы контроля знаний, как предварительный, текущий, рубежный, итоговый, констатирующий, самоконтроль, контроль за качеством организации CP, экспресс-контроль и т.д., в условиях рейтингового обучения наиболее действенными являются текущий, рубежный, итоговый контроль и самоконтроль студентов (рефлексия). В технологии организации самостоятельной работы студентов основной акцент делается на контроль текущей работы в семестре. Успехи студентов оцениваются в баллах, которые в сумме составляют индивидуальный рейтинг.

Страницы: 7 8 9 10 11 12 13

Новое в образовании:

Понятие об абилитации и реабилитации у детей с ДЦП
Термин «реабилитация» в детском возрасте и у взрослого человека имеет разное содержание. У взрослого человека реабилитация это достаточно ограниченный во времени процесс, направленный на повторное приспособление личности больного к социально-бытовой среде через восстановление нарушенных функций и т ...

Значение подвижных игр для развития личности ребенка
Игра является основным видом деятельности дошкольника. Она выступает и как форма организации жизни детей в дошкольном учреждении, и как средство их разностороннего развития, и как метод обучения. Игре придается большое значение в социальном становлении личности ребенка, а игровые навыки рассматрива ...

Особенности нарушений речи у детей с задержкой психического развития
У детей с ЗПР отмечается замедленный темп речевого развития и большая распространённость нарушения речи. У детей с ЗПР имеют место все нарушения речи, наблюдающиеся у детей с нормальным интеллектом. Наиболее распространённым является нарушения звукопроизношения и нарушения письменной речи (дислекси ...

НАВИГАЦИЯ

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.eduinfluence.ru