Проектирование компетентностно-ориентированных основных образовательных программ и учебного плана педагогического вуза

Педагогика и воспитание » Профессиональное образование в условиях реализации ФГОС » Проектирование компетентностно-ориентированных основных образовательных программ и учебного плана педагогического вуза

Страница 12

Современное развитие образования характеризуется сменой парадигм, переходом от парадигмы обучения к парадигме учения. В рамках традиционной парадигмы обучения сложились хорошо отработанные структуры для обеспечения преподавательской деятельности, которая изначально понимается как информационная, сводящаяся в основном к чтению лекций и проведению семинарских и практических занятий в лекционно-дискуссионном «формате». Парадигма учения связана с самостоятельным осознанным освоением научного знания каждым студентом, с конструированием и «выращиванием» знания. Хочется заметить, что не все компоненты старой и новой парадигмы вступают в противоречие между собой, здесь действует принцип сочетания традиций и инноваций в образовательном процессе.

Соотношение удельного веса занятий лекционного типа и аудиторных занятий определяются ФГОС: «Занятия лекционного типа не могут составлять более 40 процентов аудиторных занятий». Реализация компетентностного подхода должна предусматривать широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (компьютерных симуляций, деловых и ролевых игр, разбора конкретных ситуаций, психологических и иных тренингов) в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся.

Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах, определяется главной целью ООП, особенностью контингента обучающихся и содержанием конкретных дисциплин, и в целом в учебном процессе они должны составлять не менее 20 процентов аудиторных занятий.

Утверждение парадигмы высшего образования, ориентированной на студента, на реализацию его академических свобод, и возможность широкого выбора в образовательном процессе, означает переход от коллективной к индивидуальной форме обучения, возрастание роли самостоятельной работы (СР) студента, повышение его ответственности за результаты учебной деятельности.

Парадигма учения связана с самостоятельным осознанным освоением научного знания каждым студентом, с конструированием и «выращиванием» знания. Под самостоятельной работой студентов сегодня понимается вид учебно-познавательной деятельности по освоению профессиональной образовательной программы, осуществляемой в определенной системе, при партнерском участии преподавателя в ее планировании и оценке достижения конкретного результата (Соколова И.Б.).

В учебных планах распределяются часы по семестрам, выделяемые на самостоятельную работу студентов. Дисциплины, изучаемые на 1-м и 2-м курсах, имеют больше аудиторной, чем самостоятельной работы студентов, а дисциплины, изучаемые на старших курсах, наоборот, аудиторной меньше, чем самостоятельной работы студентов. Это связано с тем, что на старших курсах читаются в основном профессиональные дисциплины, требуют большого объема самостоятельной работы студентов.

Трудоемкость самостоятельной работы студентов определяется также продолжительностью изучения дисциплины: в одном, двух или трех семестрах. Дисциплины, изучаемые в двух и более семестрах, имеют не только большой объем самостоятельной работы, но и более равномерный график ее выполнения.

Контроль технологически организованной самостоятельной работы на рейтинговой основе предусматривает создание системы сквозной, непрерывной аттестации студентов, т.е. такого способа организации образовательного процесса, при котором обеспечиваются ритмичность обучения и накопление балльного результата в течение некоторого периода времени.

В отличие от традиционной системы обучения, в которой применяются такие формы контроля знаний, как предварительный, текущий, рубежный, итоговый, констатирующий, самоконтроль, контроль за качеством организации CP, экспресс-контроль и т.д., в условиях рейтингового обучения наиболее действенными являются текущий, рубежный, итоговый контроль и самоконтроль студентов (рефлексия). В технологии организации самостоятельной работы студентов основной акцент делается на контроль текущей работы в семестре. Успехи студентов оцениваются в баллах, которые в сумме составляют индивидуальный рейтинг.

Страницы: 7 8 9 10 11 12 13

Новое в образовании:

Психолого-педагогические аспекты групповой формы обучения
В мировой школе используются три организационные формы обучения: индивидуальная, групповая и фронтальная. На разных исторических этапах предпочтение отдавалось то одной, то другой из них. Примерно до XVI века основной была индивидуальная форма. Затем ее заменяет групповая. С XIX века, когда ведущей ...

Проблемы современной семьи
Свои функции полноценно может выполнять лишь социально благополучная семья. Между тем, в современном обществе наблюдается процесс ослабления семьи как социального института, изменение ее социальных функций, появление неролевых семейных отношений. Семья утрачивает свои ведущие позиции в социализации ...

Понятие о формах организации обучения и основания их классификации
Дискуссии вокруг проблемы форм организации учебного процесса в школе не утихают на страницах педагогической литературы. И это не случайно. Четкого определения в педагогической науке понятий «форма организации обучения» или «организационные формы обучения», как и понятия «формы учебной работы» как п ...

НАВИГАЦИЯ

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.eduinfluence.ru