Проектирование компетентностно-ориентированных основных образовательных программ и учебного плана педагогического вуза

Педагогика и воспитание » Профессиональное образование в условиях реализации ФГОС » Проектирование компетентностно-ориентированных основных образовательных программ и учебного плана педагогического вуза

Страница 8

Таким образом, создаются условия для диверсификации образования: уже на этапе поступления в вуз у студентов существует выбор профиля подготовки.

Еще один способ индивидуализировать образовательный маршрут студента – учебные, производственные и иные практики. Раздел основной образовательной программы бакалавриата "Учебная и производственная практики" является обязательным и представляет собой вид учебных занятий, непосредственно ориентированных на профессионально-практическую подготовку обучающихся. Конкретные виды практик определяются ООП вуза. Цели и задачи, программы и формы отчетности определяются вузом по каждому виду практики. Практики проводятся в сторонних организациях или на кафедрах и в лабораториях вуза (учебная практика), обладающих необходимым кадровым и научно-техническим потенциалом. Аттестация по итогам практики заключается в представлении выполненных заданий, предусмотренных программой, в форме отчетов, зарисовок, копий, исполнения проекта в материале. По результатам аттестации выставляется оценка (зачет). Разделом учебной практики может являться художественно-творческая работа обучающегося.

Согласно ФГОС ВПО, ООП вуза должна включать лабораторные и практические занятия по дисциплинам (модулям) базовой части, а также вариативной части и факультативам, формирующим у обучающихся умения и навыки, в соответствии с профилем ООП вуза, трудоемкость которых распределяется разработчиками планов по семестрам для каждой дисциплины.

Факультативные дисциплины, также позволяющие индивидуализировать процесс обучения, предусматриваются в учебном плане направления, однако они не являются для студентов обязательными. Общая трудоемкость факультативных дисциплин не входит в суммарную трудоемкость ООП и может составлять до 10 зачетных единиц для бакалаврских программ и самостоятельно определяться разработчиком для магистерских программ.

Проектирование учебного плана вуза по ФГОС ВПО для большинства вузов дело новое и сложное, предполагает решение как содержательных, так и «арифметических» проблем (стандарты включают в себя требования и ограничения по продолжительности и трудоемкости образовательного процесса, его элементов и периодов, при этом используется новая для российской высшей школы мера трудоемкости учебной работы – «зачетная единица»).

ФГОС ВПО кроме компетенций выпускников содержат требования и к структуре и условиям реализации основной образовательной программы ООП. Однако они не содержат полного перечня обязательных учебных дисциплин с соответствующими дидактическими единицами и трудоемкостями их изучения. Так, всего четыре дисциплины – «История», «Философия», «Иностранный язык», «Безопасность жизнедеятельности» - определены обязательными для программ подготовки бакалавров. Поэтому каждый вуз при проектировании своих ООП по каждой из них должен разработать компетентностную модель выпускника, определить перечень, содержание и трудоемкости учебных дисциплин, практик, обеспечивающих формирование необходимых компетенций (осуществить «переход» от требуемых результатов освоения ООП к ее содержанию), разработать учебный план и график образовательного процесса, учебные программы дисциплин и практик, средства аттестации студентов и оценки достижения результатов образования, обеспечить реализацию ООП требуемыми по ФГОС ВПО ресурсами. В частности (и это важно) реализация компетентностно-ориентированных ООП предполагает использование новых образовательных технологий, т.к. ФГОС ВПО предусматривают ограничение лекций, широкое использование активных и интерактивных форм проведения учебных занятий.

При разработке УП необходимо руководствоваться следующими нормативными документами:

Закон РФ от 10 июля 1992 г. N 3266-1 «Об образовании» (с изменениями и дополнениями).

Страницы: 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13

Новое в образовании:

Развитие игровых центров
В стране функционирует система государственных и частных детских и подростковых учреждений. Главное отличие в том, что они имеют несхожие программы, материальные условия и режимы работы. Семейные лагеря пользуются очень большим спросом. Плюс общий культурный уровень. Когда ребенок отдыхает с папой ...

Понятие однородности в аспекте членов предложения
В лингвистической литературе дается различные определения однородным членам предложения. Е.М. Галкина-Федорук называет однородными членами предложения - синтаксически одинаковые члены, связанные друг с другом сочинительной связью. Подобное определение мы встречаем у Э.И. Борисоглебской (1990: 339). ...

Особенности познавательной сферы подростков
Известный психолог Р.С. Немов так пишет в своих трудах: «Учение в школе – это организованный процесс. Особенности учебной деятельности состоят в том, что она прямо служит средством психологического развития индивида». Психология – необходимая основа математики. Еще делегаты 1 всероссийского съезда ...

НАВИГАЦИЯ

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.eduinfluence.ru