Проектирование компетентностно-ориентированных основных образовательных программ и учебного плана педагогического вуза

Педагогика и воспитание » Профессиональное образование в условиях реализации ФГОС » Проектирование компетентностно-ориентированных основных образовательных программ и учебного плана педагогического вуза

Страница 11

Развивая достижения классической науки, синергетическая концепция убедительно доказала невозможность сведения всего многообразия явлений и процессов в мире к механическим представлениям. В настоящее время ведется активный методологический поиск описания и прогнозирования нелинейных, многомерных, открытых явлений и процессов. Отличительными чертами этого подхода являются целостность, междисциплинарность, мировоззренческий и методологический плюрализм, открытость процесса познания и интеграция различного рода знаний.

Синергетика раскрывает закономерности и условия протекания процессов нелинейного, самостимулирующего роста. Важно понять, как можно инициировать такого рода процессы в открытых образовательных системах, например, в процессе нелинейного обучения студента, и какие существуют факторы социальной среды, оптимизирующие образовательный процесс.

В образовательном процессе вуза необходимо использовать социальную среду, которая окружает вуз. Выготский Л.С. считал: «Среда для человека, в конечном счете, есть социальная среда, потому что там, где она выступает даже как природная, все же в ее отношении к человеку всегда имеются налицо определяющие социальные моменты. В отношениях к ней человек всегда пользуется социальным опытом . Поэтому противопоставлять социальную среду среде природной можно только в узком, ограниченном и условном смысле. Если же социальную среду условно понимать как совокупность человеческих отношений, то совершенно понятна та исключительная пластичность социальной среды, которая делает ее едва ли не самым гибким средством воспитания . Социальная среда есть истинный рычаг воспитательного процесса, и вся роль учителя сводится к управлению этим рычагом».

Создать формирующую личность студента среду в системе высшего образования – значит способствовать реализации гуманистической концепции образования, ее целей и задач на всех этапах педагогического процесса, считает Макареня А.А. и приводит следующие определения.

Социальная среда – окружающие человека общественные, материальные, духовные условия его существования и деятельности. Социальная среда в широком смысле (макросреда) охватывает экономику, общественные институты, общественное сознание и культуру.

Социокультурная среда – часть социально-экономического и культурно-образовательного пространства региона, с помощью которых может осуществляться социализация (процесс развития индивида при его взаимодействии в ходе жизнедеятельности с социокультурной средой, обогащающей его как самореализующуюся личность) и инкультурация (процесс освоения индивидом способов мышления и действий, составляющих культуру и отличающих его общество от других человеческих групп) личности в образовательном процессе при реализации гуманистической концепции образования.

Культуротворческая среда – совокупность материальных и духовных факторов и средств, способствующих превращению индивида в личность и далее в индивидуальность в процессе решения образовательных задач, направленных на интеллектуальное, художественное и практическое развитие личности. В создании такой среды конструктором и технологом-организатором выступают педагоги и руководители образовательного учреждения, активное участие при этом принимают сами обучающиеся.

Для организации индивидуально-ориентированного учебного процесса особую значимость имеет наличие открытой образовательной среды вуза, в которой студентам обеспечен доступ к разнообразным информационным ресурсам. Самостоятельная научно-исследовательская работа может осуществляться через участие в работе студенческого научного общества, учебно-научных лабораторий.

Рассматривая возможности индивидуально-ориентированного образовательного процесса и акцентируя, таким образом, внимание на самостоятельно спланированном и самостоятельно реализуемом образовательном маршруте, следует особо остановиться на организации самостоятельной работы студентов, роль которой неизмеримо возрастает.

Страницы: 6 7 8 9 10 11 12 13

Новое в образовании:

Значение подвижных игр для развития личности ребенка
Игра является основным видом деятельности дошкольника. Она выступает и как форма организации жизни детей в дошкольном учреждении, и как средство их разностороннего развития, и как метод обучения. Игре придается большое значение в социальном становлении личности ребенка, а игровые навыки рассматрива ...

Грамматические нормы относительно однородных членов предложения
И.Б. Голуб указывает, что при употреблении однородных членов предложения вне экспрессивной функции следует строго соблюдать логические требования, предъявляемые ко всякому выделению родовых и видовых понятий. Нельзя употреблять как однородные члены слова, указывающие на несопоставимые понятия: Коми ...

Сравнительный анализ проявлений маскулинности, агрессивности и эмпатии в группах подростков
1. Исследование маскулинности подростков по методике С. Бем На первом этапе проводилось исследование маскулинности подростков по методике Феминности – Маскулинности С. Бем. В исследовании принимали участие две группы подростков в возрасте 14-15 лет, проживающие в городе Владимире. Опросник предъявл ...

НАВИГАЦИЯ

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.eduinfluence.ru