Проанализировав результаты констатирующего эксперимента, можно сделать вывод о том, что большинство ответов испытуемых были неполными и неточными, зачастую задания выполнялись с организующей или направляющей помощью взрослого, преимущественно в виде наводящих вопросов и использования дополнительной наглядности.
Таким образом, анализ ответов учащихся 3 класса специальной школы VII вида показал, что их краеведческие знания являются фрагментарными, непрочными и неглубокими; школьники испытывают значительные трудности в самостоятельном воспроизведении знаний, поэтому им необходима помощь, позволяющая более полно раскрыть содержание каждого вопроса. Причиной таких недостатков служит тесная взаимосвязь между низким уровнем развития познавательной деятельности школьников с ЗПР, особенностями поведения и отсутствием эмоционально-волевого напряжения, которые требуются для нахождения адекватных способов решения интеллектуальных заданий. Несформированность мотивационной сферы, недостаточный уровень мыслительных операций, слабая память и отсутствие трудолюбия могут препятствовать качественному усвоению краеведческого материала.
Учитывая такое своеобразие особенностей развития школьников с ЗПР, учитель должен уделять особое внимание отбору содержания, средств и методов обучения, чтобы сформировать у учащихся глубокие, прочные и осознанные краеведческие знания. Успешному решению этих задач должна способствовать внеклассная деятельность, в процесс которой формируются краеведческие знания учащихся с ЗПР.
Некоторые школы не готовы к проведению в младших классах краеведческих занятий, мероприятий. Это объясняется отсутствием знаний методики преподавания краеведения, неподготовленной материально- технической базой, неподготовленностью педагогического состава. Часто краеведческому материалу не остается места в образовательном процессе, поэтому его изучение приходится на воспитательную работу. Приобретенные учениками знания не закрепляются, не отрабатываются и зачастую не проверяются. Редко ученикам предлагается выразить свои впечатления, мысли, отношение к изученному материалу в создании творческих работ, такие мероприятия носят разовый характер.
Эффективность формирования краеведческих знаний посредством различных форм проведения внеклассных занятий зависит от педагогического руководства, направленного на активизацию познавательной деятельности учащихся с ЗПР, возбуждение интереса и потребности в изучении родного края. Положительный результат в развитии познавательных способностей учащихся, умственном воспитании, усвоении краеведческих знаний с помощью включения в образовательный процесс внеурочной деятельности достигается тогда, когда проводится в системе с учетом возрастных и индивидуальных особенностей и потребностей школьников с ЗПР.
При проведении констатирующего эксперимента было установлено, что внеклассная работа по формированию краеведческих знаний младших школьников с ЗПР проводится не систематически и их применению в образовательном процессе не придается важного значения. Анализируя ответы участников экспериментальной группы, можно сделать вывод, что большинство испытуемых показали низкий уровень краеведческих знаний.
Краеведческие знания учащихся с ЗПР имеют ряд особенностей, которые обусловлены недостатками психофизического развития детей и недостаточным вниманием педагогов к краеведческрму материалу. Но школьники с ЗПР проявляют интерес к изучению краеведения, что создает благоприятные условия для работы в этом направлении.
Новое в образовании:
Эволюция как основное теоретическое обобщение в биологии
Идея историчности развития, идея эволюции принадлежит к числу немногих фундаментальных идей не только естествознания, но и всех наук. Но именно в биологии эволюционная идея, доказанная Ч. Дарвином, стала краеугольной, отсюда пошло распространение ее в другие дисциплины, вплоть до языкознания, здесь ...
Теоретические предпосылки развития программы универсальных учебных действий
За последние десятилетия в обществе произошел кардинальный сдвиг в представлении о целях образования и путях их реализации. От признания «знаний, умений и навыков» как основных итогах образования, произошел сдвиг к пониманию обучения как процесса подготовки обучающихся к реальной жизни, готовности ...
Характеристика профессиональной деятельности, квалификационная
характеристика, специфика работы заливщика металла
Психические и психофизиологические свойства Деятельность работников данной специальности требует высокой сосредоточенности, повышенного внимания при выполнении всех рабочих операций. Кроме этого, необходимо умение концентрировать, перераспределять и переключать внимание. Высокая концентрация вниман ...