Цель, задачи и методика констатирующего эксперимента

Педагогика и воспитание » Формирование краеведческих знаний младших школьников с ЗПР » Цель, задачи и методика констатирующего эксперимента

Страница 7

Проанализировав результаты констатирующего эксперимента, можно сделать вывод о том, что большинство ответов испытуемых были неполными и неточными, зачастую задания выполнялись с организующей или направляющей помощью взрослого, преимущественно в виде наводящих вопросов и использования дополнительной наглядности.

Таким образом, анализ ответов учащихся 3 класса специальной школы VII вида показал, что их краеведческие знания являются фрагментарными, непрочными и неглубокими; школьники испытывают значительные трудности в самостоятельном воспроизведении знаний, поэтому им необходима помощь, позволяющая более полно раскрыть содержание каждого вопроса. Причиной таких недостатков служит тесная взаимосвязь между низким уровнем развития познавательной деятельности школьников с ЗПР, особенностями поведения и отсутствием эмоционально-волевого напряжения, которые требуются для нахождения адекватных способов решения интеллектуальных заданий. Несформированность мотивационной сферы, недостаточный уровень мыслительных операций, слабая память и отсутствие трудолюбия могут препятствовать качественному усвоению краеведческого материала.

Учитывая такое своеобразие особенностей развития школьников с ЗПР, учитель должен уделять особое внимание отбору содержания, средств и методов обучения, чтобы сформировать у учащихся глубокие, прочные и осознанные краеведческие знания. Успешному решению этих задач должна способствовать внеклассная деятельность, в процесс которой формируются краеведческие знания учащихся с ЗПР.

Некоторые школы не готовы к проведению в младших классах краеведческих занятий, мероприятий. Это объясняется отсутствием знаний методики преподавания краеведения, неподготовленной материально- технической базой, неподготовленностью педагогического состава. Часто краеведческому материалу не остается места в образовательном процессе, поэтому его изучение приходится на воспитательную работу. Приобретенные учениками знания не закрепляются, не отрабатываются и зачастую не проверяются. Редко ученикам предлагается выразить свои впечатления, мысли, отношение к изученному материалу в создании творческих работ, такие мероприятия носят разовый характер.

Эффективность формирования краеведческих знаний посредством различных форм проведения внеклассных занятий зависит от педагогического руководства, направленного на активизацию познавательной деятельности учащихся с ЗПР, возбуждение интереса и потребности в изучении родного края. Положительный результат в развитии познавательных способностей учащихся, умственном воспитании, усвоении краеведческих знаний с помощью включения в образовательный процесс внеурочной деятельности достигается тогда, когда проводится в системе с учетом возрастных и индивидуальных особенностей и потребностей школьников с ЗПР.

При проведении констатирующего эксперимента было установлено, что внеклассная работа по формированию краеведческих знаний младших школьников с ЗПР проводится не систематически и их применению в образовательном процессе не придается важного значения. Анализируя ответы участников экспериментальной группы, можно сделать вывод, что большинство испытуемых показали низкий уровень краеведческих знаний.

Краеведческие знания учащихся с ЗПР имеют ряд особенностей, которые обусловлены недостатками психофизического развития детей и недостаточным вниманием педагогов к краеведческрму материалу. Но школьники с ЗПР проявляют интерес к изучению краеведения, что создает благоприятные условия для работы в этом направлении.

Страницы: 2 3 4 5 6 7 

Новое в образовании:

Взаимосвязь общения и идентичности
Общение является важнейшим источником самовосприятия. В свою очередь, некоторые особенности общения могут приводить к содержательным и структурным изменениям идентичности. Например, Р.М. Грановская и Ю.С. Крижанская (1994) считают, что такие особенности педагогического общения, как необходимость оц ...

Участие в конференциях, симпозиумах по вузовской психологии педагогике
Выступления на методологических семинарах, курсах повышения квалификации, встречи с работниками образования; Выступления на кафедрах по совершенствованию обучения и воспитания студентов; Публикация статей о методике преподавания в вузе; Методические рекомендации студентам по самостоятельной работе; ...

Психологические особенности детей с нарушениями в развитии
Известно, что дети с нарушением в интеллектуальном развитии очень часто начинают свое обучение в массовых школах, и только там учителя распознают умственное недоразвитие, которое обусловлено поражением определенных мозговых систем во внутриутробном или в самом раннем периоде жизни ребенка в связи с ...

НАВИГАЦИЯ

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.eduinfluence.ru