Исходя из набранных баллов, знания всех участников эксперимента были распределены по трем уровням. Данные приведены ниже в таблице:
Таблица 3.
Уровни развития краеведческих знаний учащихся с ЗПР
Уровни | |||
I |
I I |
III | |
Количество учащихся: |
5 |
5 |
0 |
Из таблицы видно, что состояние краеведческих знаний учащихся с ЗПР соответствует I и II (низкому и среднему) уровням. Никто из учащихся не отказался от выполнения работы, все участники исследования старались правильно выполнить предложенные задания, набрав определенную сумму баллов. Но никто из учащихся не набрал сумму баллов, достаточную для высокого уровня знаний. Большинство испытуемых набрали количество баллов, соответствующее среднему уровню качества краеведческих знаний. Это говорит о том, что в классе отдельные учащиеся интересуются историей родного края и имеют о нем некоторое представление. Но этих знаний недостаточно для соответствия высокому уровню развития краеведческих знаний, поэтому требуется их дальнейшее формирование.
При таком расхождении в качестве знаний стоит обратить особое внимание на тех школьников, чьи знания находятся на низком уровне. Это значит, что в целом, состояние краеведческих знаний школьников с ЗПР находится на начальном этапе формирования. Поэтому для дальнейшего эффективного их формирования целесообразно проводить внеклассные занятия краеведческой направленности. Их использование, с одной стороны, позволит ребенку самостоятельно приобрести, закрепить и использовать определенные краеведческие знания, а с другой - поможет сделать образовательный процесс эмоциональным, действенным, даст детям важные навыки коммуникабельности и совместной работы.
Внеклассная деятельность краеведческого содержания направлена не только на формирование, закрепление и отработку знаний, но и на развитие творчества в целом, умения принимать решения в нестандартной ситуации. При анализе ответов учащихся третьего класса было выявлено, что не все задания оказались посильными для школьников с ЗПР. При выполнении первой серии заданий, где в задании №1 ученикам требовалось исключить не подходящее по смыслу слово, 4 ученика правильно исключили слово бассейн, так как знали, что Тверца и Волга – это реки, протекающие в Тверской области, 2 человека допустили ошибки. Девять из десяти испытуемых правильно отметили, что поселок Эммаусс «лишний», а Москва и Тверь - это города, значит, большинство учащихся имеют представления об этих городах. Но только четверо школьников правильно отметили, что город Москва не имеет отношения к нашей Тверской области, а является столицей нашей Родины. Шесть испытуемых ответили, что не знают, что город Калинин это прежнее название Твери.
При выполнении задания №2, только пять испытуемых, благодаря фотографиям, определили, что главная улица п. Эммаусс – улица Мужества. Все ученики отметили правильно то, что п. Эммаусс был основан на реке Волге.
Задание № 3 у учащихся вызвало затруднение, с этой работой справилось трое испытуемых, на 50% выполнили задание четыре ученика, а трое учащихся не справились с работой, нарисовали древо, но оформить работу до конца не смогли. Причина в том, что более 50% учащихся проживает вдали от родителей, узнать информацию о «своих корнях» просто не у кого.
Новое в образовании:
Коммуникативная компетентность как объект психологического исследования
Вне всякого сомнения, коммуникативная компетентность – одна из ведущих характеристик личности. Являясь составной частью общей социальной компетентности, она представляет собой многоплановую способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми. Содержание этого понятия разл ...
Схема анализа курсов по повышению квалификации педагогов дополнительного
образования
В качестве пунктов, по которым будет проводиться анализ описанных курсов по повышению квалификации, я выделила следующие составляющие: Стратегические линии (организационно-стратегические и содержательно-стратегические) Возрастная направленность (деятельностный возраст). Здесь возраста рассматривали ...
Содержание преодоления конфликтов у детей старшего
дошкольного возраста
В дошкольном возрасте мир ребенка уже, как правило, неразрывно связан с другими детьми. И чем старше становится ребенок, тем большее значение для него приобретают контакты со сверстниками. Очевидно, что общение ребенка со сверстниками - это особая сфера его жизнедеятельности, которая существенно от ...