Философские основы воспитания нравственных ценностей

Страница 7

Философии П.А. Флоренского свойственно прежде всего личностно экзистенциальное начало. Триединство и Троица - центральные понятия богословско-философского учения ученого. «Истина, Добро и Красота, - пишет он, - это метафизическая триада есть не три разных начала, а одно. Это одна и та же духовная жизнь, но под разными углами зрения рассматриваемая. Духовная жизнь, как из я исходящая, в Я свое средоточие имеющая - есть Истина. Воспринимаемая как непосредственное действие другого - она есть Добро. Предметно же созерцаемая третьими, как вовне лучащаяся - Красота. Явленная Истина есть Любовь». Троичность П.А. Флоренский трактует не только как богословское понятие, но и как всеобщую структуру мира, как онтологическую сущность, как важнейшие нравственные ценности личности. here

Большой вклад в основы нравственной философии внес С.Л. Франк. В центре философии С.Л. Франка - идея Бытия как сверхрационального всеединства:

реальность = действительность + идеальное бытие

Душевная жизнь, по определению С.Л. Франка, охватывает все виды сознания: сознание как непосредственное переживание, предметное сознание и самосознание. В качестве чистой жизни, бытия, силы душевная жизнь есть «актуальная, готовая, относительно самоутвержденная реальность», тогда как сознание есть лишь потенция, возможность, «сырой материал для реальности». С.Л. Франк выделяет и исследует три «формирующих центральных единства душевной жизни» - чувственно-эмоциональное, сверхчувственно-волевое и идеально-разумное, или духовное, единство. «Бога можно и нужно искать только на путях живой встречи с реальностью».

Л.Г. Карсавин - один из самых значительных мыслителей русского религиозного Ренессанса XX века. В центре его философских исследований - проблемы Абсолюта и личности. В книге «О личности» ученый - философ рассматривает личность как всеединого субъекта». «Душа наша - момент Абсолютного, она развертывается в себя самой, развертывает Абсолютное, как себя самое. Но Абсолютное в ней слаженно». Определив связь между всеединым субъектом и Абсолютом, Л.Г. Карсавин вводит понятие «индивидуальность», как смысл выявить отношение между субъектом и «другим». Индивид свободен в выборе качествований. Их он может лишь актуализировать, а не творить. Связь между индивидом и высшей личностью фиксируется понятием «симфоническая личность».

Таким образом, на рубеже веков в человеческой культуре предпринимаются попытки осмысления пути, пройденного в истекшем столетии, и ведутся интенсивные поиски новых принципов, образцов философствования, т.е. новых парадигм. Человечество пытается ответить на вопрос о духовно-нравственных истоках переживаемого им глубокого кризиса и о тех идеях и нравственных ценностях, которые необходимо выработать, чтобы минимизировать кризисные процессы философии наших дней.

Следует подчеркнуть, что в эволюции взглядов о нравственных ценностях на протяжении истории доминирует идея гуманистического, экзистенциального, религиозного происхождения нравственных ценностей, их приоритета в становлении личности.

Взгляды современных ученых на проблему нравственных ценностей. В логике нашего исследования важное значение о нравственности, нравственных ценностях и ценностных ориентаций имеют взгляды современных философов (С.Ф. Анисимов, И.С. Нарский, И.И. Попов, В.И. Сагатовский, А. Гусейнов, И. Иррлитц, А.Г.Здравосмыслов, М.С. Каган, В.П. Тугаринов, Л.Н. Столович).

В. П. Тугаринов определяет ценности как предметы, явления и их свойства, которые необходимы людям определенного общества или класса или отдельной личности в качестве средств удовлетворения потребностей и интересов. Объективным критерием ценности, по его мнению, является мораль, выраженная в нравственных образцах. В.П. Тугаринов выделяет две группы ценностей - ценности жизни: здоровье, проживание собственной жизни, общение с другими людьми. Ценности жизни В.П. Тугаринов определяет с позиций социальных и нравственных ценностей, указывая, что общение должно основываться на взаимоуважающих интересах. Ценности культуры, по его мнению, включают в себя материальные ценности, которые служат в качестве средств удовлетворения материальных потребностей; социально-политические - мир, свобода, безопасность, справедливость, человечность, общественный порядок, они выражают удовлетворение как социальных, так и моральных потребностей через систему нравственных образцов поступков и поведения; духовные - образование, наука, искусство - служат воспитанию потребностей в нравственной ценности развития личности.

Страницы: 2 3 4 5 6 7 8 9

Новое в образовании:

Цели и задачи исследования: театральная педагогика как наиболее гармоничное средство социальной адаптации ребенка
Театральное творчество несет в себе большой коллективообразующий заряд. Во-первых, театральная постановка «продукт» совместной деятельности, который требует концентрации сил каждого учащегося. Каждый участник совместного театрального творчества вносит свой вклад, понимая при этом, что и от его усил ...

Профилактические мероприятия в ДОУ
Профилактические мероприятия, направленные на предупреждение и снижение детского травматизма, в детском саду проводятся целенаправленно. Было выявлено, что каждой возрастной группе присущи свои наиболее типичные причины повреждений и травмогенные ситуации. Так, различные колющие и режущие предметы ...

Здоровье школьников как социально-педагогическая проблема
Проблема сохранения здоровья детей в условиях современной школы уверенно лидирует среди других актуальнейших проблем в образовании. На современном этапе развития общества реформирование системы образования является необходимым условием обеспечения эффективности социально-экономических и культурных ...

НАВИГАЦИЯ

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.eduinfluence.ru