Философские основы воспитания нравственных ценностей

Страница 7

Философии П.А. Флоренского свойственно прежде всего личностно экзистенциальное начало. Триединство и Троица - центральные понятия богословско-философского учения ученого. «Истина, Добро и Красота, - пишет он, - это метафизическая триада есть не три разных начала, а одно. Это одна и та же духовная жизнь, но под разными углами зрения рассматриваемая. Духовная жизнь, как из я исходящая, в Я свое средоточие имеющая - есть Истина. Воспринимаемая как непосредственное действие другого - она есть Добро. Предметно же созерцаемая третьими, как вовне лучащаяся - Красота. Явленная Истина есть Любовь». Троичность П.А. Флоренский трактует не только как богословское понятие, но и как всеобщую структуру мира, как онтологическую сущность, как важнейшие нравственные ценности личности. Натяжные потолки в спальне фото и 2 видео с лучшими вариантами натяжных.

Большой вклад в основы нравственной философии внес С.Л. Франк. В центре философии С.Л. Франка - идея Бытия как сверхрационального всеединства:

реальность = действительность + идеальное бытие

Душевная жизнь, по определению С.Л. Франка, охватывает все виды сознания: сознание как непосредственное переживание, предметное сознание и самосознание. В качестве чистой жизни, бытия, силы душевная жизнь есть «актуальная, готовая, относительно самоутвержденная реальность», тогда как сознание есть лишь потенция, возможность, «сырой материал для реальности». С.Л. Франк выделяет и исследует три «формирующих центральных единства душевной жизни» - чувственно-эмоциональное, сверхчувственно-волевое и идеально-разумное, или духовное, единство. «Бога можно и нужно искать только на путях живой встречи с реальностью».

Л.Г. Карсавин - один из самых значительных мыслителей русского религиозного Ренессанса XX века. В центре его философских исследований - проблемы Абсолюта и личности. В книге «О личности» ученый - философ рассматривает личность как всеединого субъекта». «Душа наша - момент Абсолютного, она развертывается в себя самой, развертывает Абсолютное, как себя самое. Но Абсолютное в ней слаженно». Определив связь между всеединым субъектом и Абсолютом, Л.Г. Карсавин вводит понятие «индивидуальность», как смысл выявить отношение между субъектом и «другим». Индивид свободен в выборе качествований. Их он может лишь актуализировать, а не творить. Связь между индивидом и высшей личностью фиксируется понятием «симфоническая личность».

Таким образом, на рубеже веков в человеческой культуре предпринимаются попытки осмысления пути, пройденного в истекшем столетии, и ведутся интенсивные поиски новых принципов, образцов философствования, т.е. новых парадигм. Человечество пытается ответить на вопрос о духовно-нравственных истоках переживаемого им глубокого кризиса и о тех идеях и нравственных ценностях, которые необходимо выработать, чтобы минимизировать кризисные процессы философии наших дней.

Следует подчеркнуть, что в эволюции взглядов о нравственных ценностях на протяжении истории доминирует идея гуманистического, экзистенциального, религиозного происхождения нравственных ценностей, их приоритета в становлении личности.

Взгляды современных ученых на проблему нравственных ценностей. В логике нашего исследования важное значение о нравственности, нравственных ценностях и ценностных ориентаций имеют взгляды современных философов (С.Ф. Анисимов, И.С. Нарский, И.И. Попов, В.И. Сагатовский, А. Гусейнов, И. Иррлитц, А.Г.Здравосмыслов, М.С. Каган, В.П. Тугаринов, Л.Н. Столович).

В. П. Тугаринов определяет ценности как предметы, явления и их свойства, которые необходимы людям определенного общества или класса или отдельной личности в качестве средств удовлетворения потребностей и интересов. Объективным критерием ценности, по его мнению, является мораль, выраженная в нравственных образцах. В.П. Тугаринов выделяет две группы ценностей - ценности жизни: здоровье, проживание собственной жизни, общение с другими людьми. Ценности жизни В.П. Тугаринов определяет с позиций социальных и нравственных ценностей, указывая, что общение должно основываться на взаимоуважающих интересах. Ценности культуры, по его мнению, включают в себя материальные ценности, которые служат в качестве средств удовлетворения материальных потребностей; социально-политические - мир, свобода, безопасность, справедливость, человечность, общественный порядок, они выражают удовлетворение как социальных, так и моральных потребностей через систему нравственных образцов поступков и поведения; духовные - образование, наука, искусство - служат воспитанию потребностей в нравственной ценности развития личности.

Страницы: 2 3 4 5 6 7 8 9

Новое в образовании:

Двуполушарный подход в обучении, как средство развития мышления
Правополушарные люди за лесом не видят отдельных деревьев, а правополушарные – за отдельными деревьями не видят леса. Б. Белый 40 лет назад крупнейший физиолог нашего века И.П.Павлов пришел к выводу, что всех людей можно разделить на два типа – художников и мыслителей. Связано это с одной из особен ...

Современное состояние проблемы воспитания нравственных ценностей у старшеклассников в практике общеобразовательной школы
Социокультурная ситуация в России в начале XXI века сопровождается сменой общественного порядка, остротой политических, социально-экономических и духовно-нравственных проблем. Изменившиеся идеалы и ценности, усложнение социальной структуры, идейный и нравственный плюрализм, безработица, резкое обни ...

Реализация системы упражнений при работе над однородными членами предложения в 4 классе
Для подтверждения нашей гипотезы нами было проведено опытно-экспериментальное исследование. Апробация проводилась на базе МОУ "Лицей" в 4 "Г" классе. В данном классе обучается 24 учащихся, из них 23 участвовали в опытно-экспериментальном исследовании, которое проводилось в три э ...

НАВИГАЦИЯ

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.eduinfluence.ru