Психолого-педагогические основы воспитания нравственных ценностей у старшеклассников

Страница 8

нормативной и желаемой модели личности в соответствии с теми представлениями о личностных свойствах и качествах, которые следует рассматривать как конечную целью развития (саморазвития) личности.

Психологические основы воспитания нравственных ценностей. Воспитание нравственных ценностей тесно связано с категорией «отношение». В психологии рассматриваются три основные тенденции в понимании этой категории. Представители «деятельностного подхода» (С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, В.В. Давыдов) изучают отношение человека в контексте его преобразующей деятельности. Именно деятельность определяется как особого рода отношение между человеком и миром.

В исследованиях представителей системного подхода (Б.Г. Ананьев, Б.Ф. Ломов) акцент смещается с деятельности на психические явления в целом. Свойство человека, понимается как проявление отношения человека, его связи с окружающим миром.

Наиболее последовательным приверженцем специального непосредственного изучения отношений является В.Н. Мясищев, который продолжал разрабатывать идеи А.Ф. Лазурского.

Ученым выявлено, что, во-первых, содержание отношения определяется особенностями субъекта и объекта отношений; во-вторых, отношения позволяет определить связь человека с миром и человека с человеком; в третьих, отношение связано с деятельностью и выражается в ней; в четвертых, содержание отношений раскрывает особенности человека.

Поскольку объектом отношения в контексте нашего исследования являются нравственные ценности, отражающие гуманистический характер отношения, необходимо выявить сущность ценностного отношения, которое является процессом и результатом присвоение ценностей. Ценностное отношение рассматривается как отношение значимости объекта относительно потребностей и интересов субъекта. Ценностные отношения задают смысл духовно-нравственной деятельности человека, становясь личностными ценностями, то есть осознанными и принятыми человеком самые общие смыслы жизни. Подчеркнем, что ценностное отношение с деятельностью образуют неразрывное целое, которое существует благодаря детерминационной взаимосвязи между ценностным отношением и ценностным сознанием. Нравственные отношения - это отношения к человеку как высшей ценности.

Рассматривая природу ценностей, С. Л. Рубинштейн отмечает, что «ценности - это не то, за что платим, а то, ради чего живем».

П.П. Блонский, Л. С. Выготский развивали идеи о нравственном становлении ребенка через теорию о высших психических функциях, имеющих особую историю. Высший, присущий человеку уровень развития этой системы, отличающийся сознательностью, смысловой организацией, произвольностью, возникает в процессе вхождения личности в мир этической культуры.

Центральное место по проблеме ориентации учащихся на нравственные ценности занимает вопрос о сущности и структуре нравственного выбора, так как совокупность актов выбора в жизни человека составляет основное содержание его нравственного опыта. Для нашего исследования представляет интерес выяснение вопроса о том, в чем заключается сложность нравственной ситуации, нравственного выбора, нравственного поступка для человека.

По мнению И.С. Кона, особенность нравственной ситуации состоит в том, что она ставит личность перед выбором, который делается добровольно, по собственному волеизмерению, с ориентацией не на прагматические, своекорыстные соображения, а на некоторую «сверхзадачу», практическая осуществимость которой никем заранее не гарантирована. Поэтому он называет нравственную ситуацию ситуацией неопределенности и риска. Реальные условия могут быть препятствием для воплощения нравственных образцов в деятельности и поведении. Нравственный выбор предусматривает преодоление этих препятствий.

Страницы: 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12

Новое в образовании:

Особенности управления инновационными процессами
Управление процессами, происходящими в учреждениях образования, - один из важнейших факторов достижения высокого уровня образовательных результатов. Особое значение имеет это положение, когда речь идет об управлении инновационными процессами, определяющими векторы развития образовательных систем вс ...

Эмпирическое исследование формирования коммуникативных универсальных учебных действий
Целью исследования являются формирование коммуникативных универсальных учебных действий. Для достижения цели, поставлены следующие эмпирические задачи: Определить уровень сформированности коммуникативных универсальных учебных действий в начале и в конце учебного года у обучающихся первых классов, с ...

Формирование мировоззрения
Одной из ведущих задач воспитания базовой культуры личности является формирование мировоззрения школьников. Мировоззрение представляет собой целостную систему научных, философских, социально-политических, нравственных, эстетических взглядов на мир (т.е. на природу, общество и мышление). Воплощая в ...

НАВИГАЦИЯ

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.eduinfluence.ru