В своих исследованиях Б.С. Братусь первым в отечественной психологии раскрыл ценностно-смысловую концепцию личности человека, определяя сущность человека через его отношение к другому человеку как самоценности, как к существу, олицетворяющему в себе бесконечные потенции человеческого рода. Интересен набор критериев нормального развития человека, которые разработал ученый: способность к децентрации, самоотдаче и любви как способу этого отношения; творческий целетворящий характер жизнедеятельности; потребность в позитивной свободе; способность к свободному волепроявлению; возможность самопроектирования будущего; вера в осуществимость намеченного; внутренняя ответственность перед собой и другими, прошлыми и будущими поколениями; стремление к обретению сквозного общего смысла своей жизни. Ценным для нашего исследования являются идеи В.Д. Шадрикова. Он утверждает, что воспитание - процесс, направленный на усвоение нравственных ценностей как составной части культуры. Ремонт сидений автомобиля ремонт автомобильных сидений.
По мнению В. Д. Шадрикова, осознание добра и зла, появление табу, моральных запретов и одобрений является важным в развитии человечества, влияющим на безопасность, жизнеспособность, самосохранение личности. Основываясь на работах Платона, П. А. Кропоткина, В. Д. Шадриков отмечает, что нравственность имеет сложную природу: она продукт генетических, психологических, педагогических и социальных процессов и условий жизнедеятельности человека.
Рассмотрим вопросы воспитания нравственных ценностей в трудах зарубежных психологов. Интересные и важные свидетельства в пользу рассматриваемой нами проблемы имеют место в гештальтпсихологии, основным вкладом которой является вывод о том, что восприятие есть активная функция. Эта функция является организующей, а не просто регистрирующей внешние раздражители.
Особое значение имеет теория личности З. Фрейда. Он писал, что имеются веские доказательства того, что тонкая и трудная работа, которая требует глубокого и напряженного мышления, может протекать вне сферы сознания, что существуют люди, «у которых самокритика и совесть оказываются бессознательными и, оставаясь таковыми, обусловливают важнейшие поступки».
Идея З. Фрейда в корне изменила взгляды человека о самом себе. Такие известные ученые, как А. Адлер, К. Юнг, К. Хорни, Г. Салливен, Э. Фромм и другие смогли внедрить идеи психоанализа в свою деятельность - возникло направление неофрейдизма.
В основных положениях психоаналитической концепции А. Адлера утверждается, что с первых лет жизни у ребенка возникает выраженное, глубоко переживаемое им самим чувство собственной неполноценности, которое он стремится преодолеть. Кроме комплекса неполноценности ребенку с первых лет жизни приписывается стремление к творческому самосовершенствованию. Цель жизни устанавливается самим человеком: под влиянием заданной цели у него формируются образы, память, складывается специфическое восприятие действительности, те или иные черты характера, склонности и способности, моральный облик, эмоции, чувства. Воспитание детей, ориентированных на общественные ценности, он считал очень важным для сохранения и упрочнения общественных ценностей данного социума.
Другую психоаналитическую концепцию, разработанную К. Юнгом, иногда называют «аналитической психологией». В соответствии с ней, психика представляет собой сложное целое, относительно независимые части которого своеобразно отделены друг от друга. По К Юнгу: «. Душа является вышестоящей по сравнению с сознанием целостностью, матерью и предусловием сознания». Юнг выделяет три степени души: 1) сознание; 2) личное бессознательное.; 3) коллективное бессознательное, являющееся вотчиной возможных представлений, но не индивидуальной, а общечеловеческой, и даже общеживотной, и представляющее собой фундамент индивидуальной психики».
Новое в образовании:
Понятие об абилитации и реабилитации у детей с ДЦП
Термин «реабилитация» в детском возрасте и у взрослого человека имеет разное содержание. У взрослого человека реабилитация это достаточно ограниченный во времени процесс, направленный на повторное приспособление личности больного к социально-бытовой среде через восстановление нарушенных функций и т ...
Богородская игрушка
В селе Богородское Московской области издавна все, даже женщины и дети, вырезали из дерева игрушки. Режут они игрушки-медведей и мужиков, оленей и орлов, коней и козлов, петушков и курочек. Дерево послушно каждому прикосновению ножа и резца, которые оставляют ритмичные следы, подчеркивая форму. Кра ...
Речь как средство
общения и один из ведущих показателей уровня сформированности коммуникативной
компетентности
Вербальная коммуникация использует в качестве знаковой системы человеческую речь. Речь является самым универсальным средством коммуникации, поскольку при передачи информации при помощи речи менее всего теряется смысл сообщения. Этому должна сопутствовать высокая степень общности понимания ситуации ...