Психолого-педагогические основы воспитания нравственных ценностей у старшеклассников

Страница 10

В своих исследованиях Б.С. Братусь первым в отечественной психологии раскрыл ценностно-смысловую концепцию личности человека, определяя сущность человека через его отношение к другому человеку как самоценности, как к существу, олицетворяющему в себе бесконечные потенции человеческого рода. Интересен набор критериев нормального развития человека, которые разработал ученый: способность к децентрации, самоотдаче и любви как способу этого отношения; творческий целетворящий характер жизнедеятельности; потребность в позитивной свободе; способность к свободному волепроявлению; возможность самопроектирования будущего; вера в осуществимость намеченного; внутренняя ответственность перед собой и другими, прошлыми и будущими поколениями; стремление к обретению сквозного общего смысла своей жизни. Ценным для нашего исследования являются идеи В.Д. Шадрикова. Он утверждает, что воспитание - процесс, направленный на усвоение нравственных ценностей как составной части культуры.

По мнению В. Д. Шадрикова, осознание добра и зла, появление табу, моральных запретов и одобрений является важным в развитии человечества, влияющим на безопасность, жизнеспособность, самосохранение личности. Основываясь на работах Платона, П. А. Кропоткина, В. Д. Шадриков отмечает, что нравственность имеет сложную природу: она продукт генетических, психологических, педагогических и социальных процессов и условий жизнедеятельности человека.

Рассмотрим вопросы воспитания нравственных ценностей в трудах зарубежных психологов. Интересные и важные свидетельства в пользу рассматриваемой нами проблемы имеют место в гештальтпсихологии, основным вкладом которой является вывод о том, что восприятие есть активная функция. Эта функция является организующей, а не просто регистрирующей внешние раздражители.

Особое значение имеет теория личности З. Фрейда. Он писал, что имеются веские доказательства того, что тонкая и трудная работа, которая требует глубокого и напряженного мышления, может протекать вне сферы сознания, что существуют люди, «у которых самокритика и совесть оказываются бессознательными и, оставаясь таковыми, обусловливают важнейшие поступки».

Идея З. Фрейда в корне изменила взгляды человека о самом себе. Такие известные ученые, как А. Адлер, К. Юнг, К. Хорни, Г. Салливен, Э. Фромм и другие смогли внедрить идеи психоанализа в свою деятельность - возникло направление неофрейдизма.

В основных положениях психоаналитической концепции А. Адлера утверждается, что с первых лет жизни у ребенка возникает выраженное, глубоко переживаемое им самим чувство собственной неполноценности, которое он стремится преодолеть. Кроме комплекса неполноценности ребенку с первых лет жизни приписывается стремление к творческому самосовершенствованию. Цель жизни устанавливается самим человеком: под влиянием заданной цели у него формируются образы, память, складывается специфическое восприятие действительности, те или иные черты характера, склонности и способности, моральный облик, эмоции, чувства. Воспитание детей, ориентированных на общественные ценности, он считал очень важным для сохранения и упрочнения общественных ценностей данного социума.

Другую психоаналитическую концепцию, разработанную К. Юнгом, иногда называют «аналитической психологией». В соответствии с ней, психика представляет собой сложное целое, относительно независимые части которого своеобразно отделены друг от друга. По К Юнгу: «. Душа является вышестоящей по сравнению с сознанием целостностью, матерью и предусловием сознания». Юнг выделяет три степени души: 1) сознание; 2) личное бессознательное.; 3) коллективное бессознательное, являющееся вотчиной возможных представлений, но не индивидуальной, а общечеловеческой, и даже общеживотной, и представляющее собой фундамент индивидуальной психики».

Страницы: 5 6 7 8 9 10 11 12

Новое в образовании:

Основные компоненты мировоззрения
В основе мировоззрения лежит миропонимание, то есть совокупность определенных знаний о мире. Эти знания и представления относятся не только к настоящему, но и к прошлому, и к ожидаемому будущему. Они скрепляют в единое целое духовный мир людей. На основе таких знаний и представлений возникали, форм ...

Психолого-педагогическое сопровождение в профессиональном образовании
Конкурентоспособный специалист с профессиональным образованием любого уровня должен отвечать всем требованиям и мировым тенденциям развития рынка рабочей силы, уметь быстро адаптироваться к постоянно меняющимся условиям жизни, обладать набором необходимых компетентностей в разных областях человечес ...

Общее понятие об активном обучении
В настоящее время в системе технологического обеспечения образования (особенно в высшей школе) все чаще выделяют ряд способов активизации учебной деятельности, которые получили название методов активизации процесса обучения (МАПО). Однако более точным было бы назвать их системой способов и приемов ...

НАВИГАЦИЯ

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.eduinfluence.ru