Психолого-педагогические основы воспитания нравственных ценностей у старшеклассников

Страница 11

Вопрос воспитания нравственных ценностей был бы неполным, если бы мы не остановились на кратком анализе психологических идей представителей гуманистической психологии, возродившейся в послевоенный период истории XX столетия, что явилось выражением общей ориентации на проблемы индивидуального существования в мире, на личностное ориентирование в становлении человека. Представителями этой эпохи явились труды Э. Фромма, А. Маслоу, В. Франкла, К. Роджерса, Р. Мэя, Г. Олпорта, которые в практической и теоретической деятельности непосредственно отвечают на вопрос о сущности развития человека.

Основные научные идеи К. Роджерса заключаются в том, что он раскрыл необходимые условия гуманизации любых межличностных отношений, обеспечивающих конструктивные личностные изменения, нравственные по своей сути: безоценочное позитивное принятие другого человека, его активное эмпатическое слушание и конгруэнтное (искреннее, полное) самовыражение в общении с ним. Нравственные ценности, по мнению К. Роджерса, не формируются извне, но выстраиваются изнутри, на основе внутреннего опыта самого человека. Выдвигая человекоцентрированный подход к образованию, он утверждает, что совокупность ценностей, связанная с личностным способом бытия (достоинство человека, свободный выбор и ответственность за его последствие) - основа гуманистических инноваций в образовании.

А. Маслоу известен как создатель теории самоактуализации. Ученый определяет в качестве главной идеи самореализации личности - развитие, становление личности, раскрытие ее личностных возможностей и способностей, непрерывное стремление к самореализации, к самовыражению, к проявлению экзистенциальных ценностей.

Он пришел к выводу о том, что «человеческая природа далеко не так плоха, как о ней думают» и что человек способен на полное использование своих талантов, способностей, возможностей.

Ученый создал иерархию потребностей, которая получила в психологической литературе название «пирамиды Маслоу». Положение А. Маслоу о высших ценностях является методологическим. Исследователь вводит в структуру высших ценностей 15 определений, среди которых важное место занимают: правда, красота, благо, единство и цельность, принятие себя и других, склонность к проблемному мышлению, альтруизм, толерантность, крупномасштабность жизненных целей и др.

Важным вкладом в понимание нравственных ценностей являются взгляды В. Франкла, который считается одним из самых последовательных психологов гуманистического направления. В. Франкл определил, что нравственные ценности формируются на основе внутреннего диалога, голоса совести как смыслового органа.

В. Франкл выделяет три группы ценностей: ценности творчества, ценности переживания, ценности отношения. Творческая работа - это то, что мы даем жизни - первая ступень; то, что мы берем от мира с помощью переживания ценностей - вторая ступень; то, как мы относимся к судьбе, т.е. та позиция, которую мы занимаем – третья ступень. «Мир ценностей поэтому видится под углом зрения отдельной личности, а для каждой данной ситуации существует один единственный подходящий взгляд. Собственно абсолютно верное представление о чем-либо существует не вопреки относительности индивидуальных точек зрения, а благодаря им».

Итак, анализ отечественной и зарубежной педагогической и психологической литературы о воспитании нравственных ценностей показал, что нравственные ценности выступают в качестве базовых в воспитании личности школьников.

Страницы: 6 7 8 9 10 11 12

Новое в образовании:

Ценность творческого развития и роль дополнительного образования с позиции ученика
Для выявления мнений учащихся по вопросам развития творческих способностей личности с точки зрения учащихся был проведен анкетный опрос, включавший опрос 100 респондентов, в возрасте от 14 до 16 лет. Для проведения анкетирования были заняты учащиеся учреждений общего образования, Гимназии №1, им. А ...

Возрастные и индивидуальные особенности ребенка
Личностное развитие человека несет на себе печать его возрастных и индивидуальных особенностей, которые необходимо учитывать в процессе воспитания. С возрастом связан характер деятельности человека, особенности его мышления, круг его запросов, интересов, а также социальные проявления. Вместе с тем ...

Истоки декоративно-прикладного искусства
Декоративное искусство зародилось при родовом строе, когда человек украшался браслетами, кольцами. Позднее появились предметы украшения одежды, затем жилья. Искусство создавать такие вещи стали называть декоративным («декор» от франц. – «украшение»). Издавна из дерева возводили дома, изготовляли ут ...

НАВИГАЦИЯ

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.eduinfluence.ru