Психолого-педагогические основы воспитания нравственных ценностей у старшеклассников

Страница 9

Научный интерес представляет концепция А.И. Титаренко. Он рассматривает нравственно-психологический процесс с позиций интереса и потребностей; побуждение и нравственную направленность (ориентации); нравственные мотивы и цели; решение нравственной ситуации, формирование намерений; нравственное деяние (собственно поступок), средства его совершения и степень волевого напряжения субъекта; цельность поступка, а также вызванные им изменения ситуации выбора; оценка и самооценка поступка. Эти компоненты являются последовательными фазами процесса нравственного выбора. А.И. Титаренко выделяет две группы потребностей: материальные (питание, отдых и т .д.) и социальные (потребности в труде, в общении, в познании, в эстетическом наслаждении, нравственном удовлетворении).

Психологи (Л.И. Божович, А .И. Лавриненко, В.Э. Чудновский) выделяют проблему нравственности в выборе нравственных ценностей в процессе обмена ценностями. Поведение становится устойчивым тогда, когда превращается в качество личности, так как качество личности представляет собой синтез присущего ему мотива и определенных способов поведения (Л.И. Божович). В исследованиях Л. И. Божович устойчивое проявление качества в разных условиях и разных видах деятельности - есть сформированность данного качества, т.е. способность личности эмансипироваться от влияний среды, которые вступают в противоречие с системой субъективных нравственных ценностей. По мнению Л.И. Божович, ценностные ориентации придают позиции нравственность, а мотивам поведения - общественную значимость и устойчивость.

Важный шаг по пути выявления механизмов нравственного воспитания сделан исследователями в связи с изучением направленности личности (К.К. Платонов). Согласно этой концепции, воспитание личности осуществляется как последовательное усвоение ребенком общественных норм и принципов нравственных правил, принятых в обществе. Задача воспитателя состоит в том, чтобы не только научить усвоению определенных нравственных умений и навыков, а воспитать сильные и устойчивые нравственные мотивы поведения. В формировании ценностных ориентаций К.К. Платонов придает большое значение общению, включая ценностные ориентации в его структуру, считая их важнейшим фактором общения, в котором объединяются мыслительный и эмоциональный компоненты, нравственные и правоправные способности личности.

Существуют определенные связи между ценностными ориентациями и позицией личности. В логике такого взгляда Б.Г. Ананьев определяет позицию личности как сложную систему отношений личности (к обществу в целом и общностям, к которым она принадлежит, к труду, людям, самой себе), установок и мотивов, которыми она руководствуется в своей деятельности, целей и ценностей, на которые направлена эта деятельность.

За последние 10-15 лет в отечественной психологии произошел мощный прорыв в изучении человека, с точки зрения плюрализма методологических позиций. Идея детерминации развития личности путем разрешения внутренних и внешних противоречий, порожденная укоренившейся в психологии естественно-научной парадигмой, сместилась на идеи самодетерминации, саморазвития, самостроительства, самоактуализации. Это привело к прочному внедрению концепций развития, связанных с гуманитарными науками. Эти исследования вновь возвратили в психологическую науку понятия «совесть», «честь», «духовность», «нравственность», «душа» (Б.С. Братусь, А.В. Петровский, В.И. Слободчиков, В.А. Петровский, В.П. Зинченко, В.И. Колесников, В.С. Мухина и др).

Страницы: 4 5 6 7 8 9 10 11 12

Новое в образовании:

НАВИГАЦИЯ

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.eduinfluence.ru