На основе ориентиров, заложенных в «Конституции России», выделены приоритеты воспитательной деятельности и развития нравственных ориентиров личности применительно к различным типамб образовательных учреждений.
Межведомственная общенациональная программа концентрирует свою деятельность в ближайшей перспективе по разработке методики прогнозирования воспитательной работы на основе мониторинга функционирования воспитательного комплекса и информационно аналитической системы «Воспитание и развитие детей в Российской Федерации», законодательного обеспечения благополучия учащихся, в соответствии с Конвенцией ООН, через президентскую программу «Дети России» и ее целевые программы; через моделирование воспитательных систем в условиях формирования целостного воспитательного пространства, на взаимодействии семьи и школы в структуре социализации учащихся.
Современная российская система образования вступила в новую фазу взаимосвязей с государством и обществом. Законодательные документы, относящиеся к сфере образования: «Федеральная программа развития образования 1999 г.», «Национальная доктрина образования 2000 г.», приказ Министерства образования Российской Федерации «Об утверждении образовательных стандартов» 2000 г. - последовательно раскрывают сущность модернизации образования в сфере воспитания нравственных критериев.
Сегодня, если школа хочет быть конкурентоспособной, то она должна работать в логике образовательной потребности школьника, давая качественное образование и воспитание, позволяющие адекватно ориентироваться и достойно действовать в современной социокультурной ситуации. Модернизация возможна только через развитие новой модели воспитательной системы школы, класса как единого образовательного пространства, структурирующего целостность и полноту современного знания в формах гуманной ценности, нравственно здоровых ориентиров.
В этих условиях остро стоит проблема создания отечественной концепции воспитания школьников.
Школы в регионах развивают интеллектуальный и нравственный потенциал; создаются новые модели воспитания на основе вариативности воспитательных практик, расширение инициативы всех субъектов учебно-воспитательного процесса, усиление гуманно-деятельностной направленности образования, культувирование ответственности педагогов-воспитателей, формирование целостного воспитательного пространства школы, оптимизации процессов духовно-нравственной социализации и индивидуализации учащихся, поликультурного характера воспитательного процесса.
Отсюда повышается ответственность педагогов в выработке новых подходов и приоритетных направлений, принципов и технологий воспитания нравственных ценностей. В современной общеобразовательной школе сложился значительный опыт по воспитанию у учащихся нравственных ценностей.
Нами рассмотрены модели воспитательной работы, ориентированные на нравственные ценности, некоторых школ, которые мы сводим в следующую структурную композицию:
авторская школа В. А. Караковского;
«школа самоопределения» А.Н. Тубельского;
школы воспитания духовности (Ростов-на-Дону) Т.И. Власовой;
академические школы г. Ульяновска;
школы этнокультурного образования в многонациональном регионе г. Сочи;
педагогическая гимназия г. Н. Новгород;
гуманитарная гимназия г. Арзамас.
Анализируемую деятельность учебных заведений отличает разнообразие целей, содержания, способов организации воспитательных задач. Однако для них характерно единство в понимании признания личности развивающегося человека высшей социальной ценностью, отношение к воспитаннику как субъекту, гуманистический подход к построению взаимоотношений в воспитательном процессе, приобщение учащихся к общечеловеческим ценностям и формирование на их основе адекватного этим целям поведения. Следует подчеркнуть, что в указанных школах классный руководитель выступает в роли старшего товарища, советчика, важнейшей задачей которого является воспитание нравственных ценностей.
Новое в образовании:
Богородская игрушка
В селе Богородское Московской области издавна все, даже женщины и дети, вырезали из дерева игрушки. Режут они игрушки-медведей и мужиков, оленей и орлов, коней и козлов, петушков и курочек. Дерево послушно каждому прикосновению ножа и резца, которые оставляют ритмичные следы, подчеркивая форму. Кра ...
Правописание безударных гласных в корне слова
Цель: повторить и закрепить знания учащихся по орфографии, вспомнить орфограммы, регулирующие правописание безударной гласной в корне, показать связь орфографии с морфемикой и словообразованием, выявить пробелы учащихся в их подготовке по данным разделам курса русского языка; развивать умения свобо ...
Философские основы воспитания нравственных ценностей
Проблема нравственных ценностей занимает одно из ведущих мест в системе современного философского знания. Изучение нравственных ценностей в широком значении возникла задолго до нашей эры. Термин «нравственность» берет свое начало от греческого «этос». Впоследствии древнеримский философ Цицерон ввел ...