Современное состояние проблемы воспитания нравственных ценностей у старшеклассников в практике общеобразовательной школы

Педагогика и воспитание » Воспитание нравственных ценностей у старшеклассников как направление деятельности классного руководителя в условиях целостного учебно-воспитательного процесса » Современное состояние проблемы воспитания нравственных ценностей у старшеклассников в практике общеобразовательной школы

Страница 2

На основе ориентиров, заложенных в «Конституции России», выделены приоритеты воспитательной деятельности и развития нравственных ориентиров личности применительно к различным типамб образовательных учреждений.

Межведомственная общенациональная программа концентрирует свою деятельность в ближайшей перспективе по разработке методики прогнозирования воспитательной работы на основе мониторинга функционирования воспитательного комплекса и информационно аналитической системы «Воспитание и развитие детей в Российской Федерации», законодательного обеспечения благополучия учащихся, в соответствии с Конвенцией ООН, через президентскую программу «Дети России» и ее целевые программы; через моделирование воспитательных систем в условиях формирования целостного воспитательного пространства, на взаимодействии семьи и школы в структуре социализации учащихся.

Современная российская система образования вступила в новую фазу взаимосвязей с государством и обществом. Законодательные документы, относящиеся к сфере образования: «Федеральная программа развития образования 1999 г.», «Национальная доктрина образования 2000 г.», приказ Министерства образования Российской Федерации «Об утверждении образовательных стандартов» 2000 г. - последовательно раскрывают сущность модернизации образования в сфере воспитания нравственных критериев.

Сегодня, если школа хочет быть конкурентоспособной, то она должна работать в логике образовательной потребности школьника, давая качественное образование и воспитание, позволяющие адекватно ориентироваться и достойно действовать в современной социокультурной ситуации. Модернизация возможна только через развитие новой модели воспитательной системы школы, класса как единого образовательного пространства, структурирующего целостность и полноту современного знания в формах гуманной ценности, нравственно здоровых ориентиров.

В этих условиях остро стоит проблема создания отечественной концепции воспитания школьников.

Школы в регионах развивают интеллектуальный и нравственный потенциал; создаются новые модели воспитания на основе вариативности воспитательных практик, расширение инициативы всех субъектов учебно-воспитательного процесса, усиление гуманно-деятельностной направленности образования, культувирование ответственности педагогов-воспитателей, формирование целостного воспитательного пространства школы, оптимизации процессов духовно-нравственной социализации и индивидуализации учащихся, поликультурного характера воспитательного процесса.

Отсюда повышается ответственность педагогов в выработке новых подходов и приоритетных направлений, принципов и технологий воспитания нравственных ценностей. В современной общеобразовательной школе сложился значительный опыт по воспитанию у учащихся нравственных ценностей.

Нами рассмотрены модели воспитательной работы, ориентированные на нравственные ценности, некоторых школ, которые мы сводим в следующую структурную композицию:

авторская школа В. А. Караковского;

«школа самоопределения» А.Н. Тубельского;

школы воспитания духовности (Ростов-на-Дону) Т.И. Власовой;

академические школы г. Ульяновска;

школы этнокультурного образования в многонациональном регионе г. Сочи;

педагогическая гимназия г. Н. Новгород;

гуманитарная гимназия г. Арзамас.

Анализируемую деятельность учебных заведений отличает разнообразие целей, содержания, способов организации воспитательных задач. Однако для них характерно единство в понимании признания личности развивающегося человека высшей социальной ценностью, отношение к воспитаннику как субъекту, гуманистический подход к построению взаимоотношений в воспитательном процессе, приобщение учащихся к общечеловеческим ценностям и формирование на их основе адекватного этим целям поведения. Следует подчеркнуть, что в указанных школах классный руководитель выступает в роли старшего товарища, советчика, важнейшей задачей которого является воспитание нравственных ценностей.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Новое в образовании:

Исследование эмпатических способностей В.В. Бойко
На третьем этапе проводилось исследование эмпатических способностей В.В. Бойко. Опросник предъявлялся подросткам, находящимся в следственном изоляторе города Владимира, и подросткам обычной средней школы. Результаты, полученные по методике В.В. Бойко, показывают, что рациональный канал эмпатии у де ...

Методика экспериментального исследования пространственных представлений детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития
С целью изучения качественного своеобразия и уровня сформированности пространственных представлений у детей с задержкой психического развития, нами было проведено экспериментальное исследование, которое носило сопоставительный характер. В эксперименте участвовали три группы детей, по 10 человек в к ...

Особенности усвоения краеведческих знаний младшими школьниками с ЗПР
Проблема неуспеваемости определенной части учащихся начальной массовой общеобразовательной школы давно привлекала к себе внимание педагогов, психологов, медиков. Ими была выделена определенная группа детей, которые не могут быть отнесены к умственно отсталым, т.к. в пределах имеющихся знаний они об ...

НАВИГАЦИЯ

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.eduinfluence.ru