Современное состояние проблемы воспитания нравственных ценностей у старшеклассников в практике общеобразовательной школы

Педагогика и воспитание » Воспитание нравственных ценностей у старшеклассников как направление деятельности классного руководителя в условиях целостного учебно-воспитательного процесса » Современное состояние проблемы воспитания нравственных ценностей у старшеклассников в практике общеобразовательной школы

Страница 3

Воспитательная система В.А. Караковского (школа № 825 г. Москвы). Данная воспитательная система гуманистического направления. Ведущая идея системы - развитие личности школьника, его интересов и способностей. Концепция педагогического коллектива опирается на представление о системности воспитания, интеграции педагогических воздействий на творчество. Важнейшей задачей школы является приобщение учащихся к общечеловеческим ценностям, формирование у них адекватного этим ценностям поведения.

Основу содержания воспитания, в этой связи, составляли общечеловеческие фундаментальные ценности, ориентация на которые должна рождать в учащихся добрые черты, высоконравственные потребности и поступки. Из всего спектра общечеловеческих ценностей выделено восемь: Человек, Семья, Труд, Знание, Культура, Отечество, Земля, Мир. Чтобы указанные ценности стали основой процесса воспитания, педагогам предлагаются три пути приобщения к ним учащихся: создание комплексной программы воспитания в школе, основанной на этих ценностях; формирование отдельных целевых программ: «Семья - нравственная ценность человека», «Наша малая Родина»; «Молодыеб граждане России»; разработка совместно с учащимися общественных договоров, фиксирующих в каждом коллективе нормы общения и отношения, основой которых являются нравственные ценности. Раскрывая отношения между учениками и учителями в школе В. А. Караковского, нельзя не коснуться вопроса о самоуправлении, которое опирается не на особые права, а на авторитет опыта. В школе В.А. Караковского считают, что школа по типу отношений в ней должна быть ближе к семье. В этой связи велика связь классного руководителя с родителями.

Упорядоченность, предсказуемость большинства ситуаций, отлаженность основных механизмов саморегуляции позволяют педагогам сосредоточиться на более тонких психолого-педагогических проблемах: каков нравственный климат в классе; каковы взаимоотношения между детьми; у кого из учащихся особенно остры проблемы личностного развития. Совершенствует и развивает воспитательную систему, а вместе с ней и субъектов образовательного процесса в школе В.А. Караковского - коллективный анализ, педагогические дискуссии. В школе ведется систематическая работа по соединению внеурочной работы и учебной деятельности.

Развиваются коллективные, групповые формы работы на уроках, дидактические игры, научно-познавательные экспедиции, аукционы знаний, уроки творчества, межпредметные уроки, интегративные уроки, разновозрастные уроки .

Школа А.Н. Тубельского «школа самоопределения». В основе концепции А.Н. Тубельского лежит прежде всего концепция базового среднего образования. Современная школа, по его мнению, должна представлять собой совокупность условий для свободного самоопределения личности. Свободный осознанный выбор - вот та сердцевина, вокруг которой должно происходить упорядочивание системы.

Другая идея - развитие личности ребенка как решающий критерий воспитания ценностей и «вписанность» школы в ближний и дальний социум. Одним из важных системообразующих факторов является атмосфера творческого поиска в школе. Особенность воспитательной системы школы А.Н. Тубельского - формирование демократического поведения у школьников на основе создания условий по воспитанию демократических ценностей. В этой связи пространство школы представлено как действующая модель демократического общества. Основным механизмом воспитания является создание специальных ситуаций, побуждающих осмысливать ценности, осуществлять нравственный выбор.

Школы, ориентированные на воспитание духовности (г. Ростов на Дону - школы № 103, 67, гуманитарная гимназия). Использование многообразия путей решения целевых установок, воспитание духовности в личности школьника позволяет выделить доминантные тенденции и определить условия их практической реализации. Поливариативное пространство воспитания духовности современных школьников осуществляется на основе создания вариантных моделей инновационных школ: деятельностная (школа № 103, директор Т .Н. Барковская); рефлексивно-аналитическая (школа № 67, директор М.В. Соколова); соборно-отношенческая-гуманитарная школа «Источник» (директор Н .И. Гавриленко).

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Новое в образовании:

Формирование словаря детей в дошкольном возрасте
Как уже отмечалось, правильное формирование словаря дошкольников служит средством полноценного общения и развития личности. Лексика как важнейшая часть языковой системы имеет огромное общеобразовательное и практическое значение. Богатство сформированного словаря дошкольников есть признак высокого р ...

Практические рекомендации педагогу по работе с детьми страдающими СДВГ
1. Введите знаковую систему оценивания. Хорошее поведение и успехи вознаграждайте. Не жалейте похвалы для ребёнка, если он успешно справился даже с небольшим заданием. 2. Изменяйте режим занятия – устраивайте режим занятия – устраивайте минутки активного отдыха с лёгкими физическими упражнениями и ...

Режим дня ребёнка
После года у ребенка возрастает потребность в более продолжительном бодрствовании, но какое-то время ему подходит режим 9-12 месячного ребенка. Ночью он спит 10-11 часов, днем 2 раза по 1,5-2 часа, ест 4-5 раз через 3,5-4 часа, в основном после сна. С возрастом ребенку уже не хочется есть сразу пос ...

НАВИГАЦИЯ

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.eduinfluence.ru