Обследование лексической стороны речи детей старшего дошкольного возраста

Страница 17

Например: ткач – ткачиха, повар – повариха, певец – певица, художник – художница, учитель – учительница, спортсмен – спортсменка, портной – портниха, продавец – продавщица, актер – актриса и т.д.

4. «Угадай мою профессию»

Цель: познакомить детей с атрибутами различных профессий.

Ребёнок отбирает на столе у логопеда предметные картинки, относящиеся к определенным профессиям, и говорит: «Я взял нож, доску, половник. Какая у меня профессия?». Дети должны угадать, о какой профессии идет речь, и перечислить все действия, которые может выполнить человек этой профессии.

5. «Загадки»

Цель: активизировать в речи детей названия атрибутов различных профессий.

Логопед предлагает детям послушать загадки об атрибутах разных профессий.

Например: Куда нос, туда и хвост (иголка);

Дом из жести, а жильцы в нём – вести (почтовый ящик);

Сам пустой, голос густой, дроби отбивает, ребят созывает (барабан);

Конь бежит – земля дрожит, из ноздрей дым валит (поезд);

Тонна в рот земли войдет, если крот разинет рот (экскаватор);

Наведи стеклянный глаз, щелкнешь раз – и помнит вас (фотоаппарат);

Пища моя сладкая, а мщение ужасно (пчёлы, мёд);

Без языка говорит, без ушей слышит (телефон).

Отобрав картинку-отгадку, ребёнок называет соответствующую профессию.

Например: фотоаппарат – фотограф, улей – пчеловод и т.д.

Детям предлагается выучить наизусть несколько загадок.

6. «Писатель»

План рассказа:

Что это за профессия?

носят ли люди данной профессии форменную одежду? Если да, то какую?

Без каких предметов человек этой профессии не сможет работать? (Назвать атрибуты профессии).

Мужская, женская или общая эта профессия?

Люди этой профессии работают на улице или в помещении?

С кем или с чем работают эти люди (с людьми, с животными, с техникой, с книгами)?

Что делают люди данной профессии?

Тема: «Животные»

1. «Кого я видел в зоопарке?»

Ребёнок описывает по плану животное не называя его.

План рассказа:

Кто это?

Какие части тела у него есть?

Домашнее или дикое животное? Если дикое, то где живет? (север, юг, средняя полоса).

Как называется его дом?

Чем питается? (травоядное или хищное).

Как называют детенышей?

Как животное подает голос?

Какую пользу приносит?

Остальные дети должны отгадать, о ком он говорит.

2. «День рождения кошки»

Логопед раздает детям маски или картинки с изображением домашних животных и говорить, что кошка пригласила их на день рождения. (Вводится дополнительный персонаж – игрушечная кошка). Кошка «спрашивает» у животных, какое им приготовить угощение.

Образец ответа детей: «Я собака, я люблю кости»; «Я корова, я люблю траву» и т.д.

3. «День рождения свиньи»

Цель: закрепление в активном словаре детей существительных по теме, практическое использование существительных в родительном падеже.

Логопед рассказывает детям о том, как свинья отпраздновала день рождения. Она тоже решила пригласить в гости животных. И всем приготовила угощение. Корове – косточку. Собаке – овес. Кошке – траву и листья. Лошади – молоко. Попробовали гости угощение, поморщились. Посидели, посидели и ушли. Недовольные ушли гости.

Затем логопед спрашивает, что не понравилось гостям? Что любит корова? Собака? Кошка? Свинья? Лошадь?

Образец ответа: «Корова любит траву».

4. «Спор животных»

Цель: закрепление в активном словаре детей существительных по теме.

Логопед раздает детям картинки с изображениями домашних животных и говорит: «В одной стране жили волшебные животные, которые умели говорить. И вот однажды они заспорили, кто из них самый главный, кто больше всех нужен человеку. Корова сказала: «Я самая главная – я даю молоко, масло, сметану». Затем кто-то из детей по аналогии озвучит животное, изображенное на его картинке: «Нет, я, лошадь, самая главная – вожу тяжелые вещи, я тоже даю молоко» и т.д.

Страницы: 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22

Новое в образовании:

Состав читательских умений формируемых у младших школьников при работе над языком устно-поэтических произведений
Читательские умения – это готовность наиболее эффективно выполнять действия в соответствии с целями и условиями, в которых приходится действовать. Они направлены на анализ языка, сюжета, композиции, образов и способствуют постижению идеи произведения. Термин «читательские умения» используется метод ...

Виды мышления
Система приемов и способов умственной деятельности помогает учащимся обнаружить, выделить, объединить существенные признаки изучаемых предметов и явлений. В психологии рассматривают следующие виды мышления (табл.1). Таблица 1 Организация мыслительной деятельности Виды мышления По форме наглядно-обр ...

Анализ результатов исследования пространственных представлений у детей с задержкой психического развития
В ходе констатирующего эксперимента по модифицированным методикам было обследовано три группы детей. Две группы детей с ЗПР экспериментальная (ЭГ ЗПР) и контрольная (КГ ЗПР) по 10 детей в каждой в возрасте от 6 лет 4 месяцев до 7 лет 4 месяцев, средний возраст 6 лет 8 месяцев. И группа детей с норм ...

НАВИГАЦИЯ

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.eduinfluence.ru